2015/09/15 13:22:33
Начало:
http://tosainu.livejournal.com/1056026.html
http://tosainu.livejournal.com/1055981.html
http://tosainu.livejournal.com/1055554.html
__________________

Это один из лагерей в системе Чаунлага (филиал ГУЛАГа на Чукотке, по имени Чаунского района). Точнее, то, что от него осталось.
Несмотря на то, что бараки заключенных и помещения для охраны превратились в руины, впечатление остаётся очень тяжелое. Буквально - физически себя чувствуешь плохо потом. И находиться там тоже трудно. Может, если бы я не одна была, то ужас и тоска от этих камней, железа и колючей проволоки как-нибудь снивелировались бы, но мой проводник с карабином за спиной (на случай медведя) тактично держался метрах в пятидесяти поодаль и в глаза не лез.

Жители Певека называют этот лагерь пересыльной тюрьмой, считая, что служил он перевалочной базой для этапированных на урановые рудники, но это, очевидно, миф. Это лагерь для заключенных, занимавшихся строительством дороги (на те же рудники и дальше, на золотые прииски). Информации по чукотским лагерям очень мало.

Этот находится в 42 км от Певека и незамысловато называется "42-й километр".







Кто-то когда-то всё же пытался собрать проволоку и кабельную обмотку, но бросил это дело. Вывезти металлолом из Певека - слишком причудливая затея, никакой металлолом не стоит столько, во сколько обойдётся его транспортировка.


Ещё и день был серый.


То ли кухонный блок с "холодильником", то ли что другое. Но не жилой барак.
И каждый раз почему-то неприятно удивляло, как хорошо сохранились оконные и дверные рамы. Дерево здесь не гниёт, это известно и понятно, но видеть годную к применению оконную коробку, вмонтированную в развалину тюрьмы - это что-то сродни сохранившимся волосам на голове скелета.






Деревянные перекрытия и сами крыши, думаю, были разрушены ветрами: южак здесь катастрофический, убойный, сносящий на своём пути всё.


Дорогое помещение, к чему бы оно ни было предназначено. Дерево здесь только привозное, пусть даже и горбыль.


Вид из окна. Это очень хорошее время года для Чукотки - хотя бы краски есть. Даже в пасмурный день.




Артефактов валяется много. Этот мирно соседствует с медвежей какахой.


К слову об оконных коробках.


Я тут посидела минут десять, в этой камере, в окно глядя. Смотрела сквозь решетку и старалась представить, что надо мной нет открытого неба. Знаете, не смогла.








Карликовые берёзы почему-то очень высокие там. Сантиметров 80. Нет, история не про радиацию, просто климат меняется.


Повсюду вот эти печки в огромном количестве. То, что эта валяется снаружи - не знаю, о чем говорит. Наверное,  всё-таки это очень заманчиво, когда вокруг столько железа, и всё оно - ничьё.


Система отопления фрагментарно сохранилась


Не понимаю, фрагмент чего это. Как вроде бы станка какого. Или чтоб лебёдку закрепить. Не знаю, нет идей.


Таких фотографий в нашей богоспасаемой стране можно понаделать в любой географии, но не сделать еще одну - это нужно иметь большую силу воли. У меня её нету.


Это не разрушенный барак. Это недостроенный барак.


Да, забыла сказать - стены во всех здешних лагерях сложены из камня, который повсюду буквально под ногами валяется, и все подножья сопок им усыпаны. Привозные только деревянные части.


Здесь я встретилась с лисой. Мы друг друга очень испугались.




Эту фотографию я сделала на следующий день, когда поехала на один из "урановых" лагерей (в предыдущий день мы не смогли проехать и не рискнули соваться в промоину, не имея с собой досок и лебедки), а на следующий я сюда специально зашла, чтобы вернуть на место 3 артефактных болтика и дверной навес, подобранные накануне на полу какого-то бывшего технического помещения. Я с этими болтиками и навесом кое-как ночь переночевала и на рюкзак, где они лежали, смотреть не могла. Казалось, что я притащила из этого лагеря что-то сильно большее, чем просто навес и болтики, и оно оттуда, из рюкзака, не выходит только потому, что ещё успеется.  
52 посетителя, 25 комментариев, 43 ссылки, за 24 часа