2015/08/15 19:09:20
Все опасались конкуренции независимых партий в Калуге, но в итоге их там не будет ни одной. ПАРНАС не смог собрать подписи, Гражданскую инициативу сняли. Вчера ЦИК опубликовал решение нашей жалобе.

Жалобу нашу удовлетворили частично. Если кратко, то там так:


  1. Нечаева и 35 снятых кандидатов в список вернуть,

  2. Претензии к подписным листам снять,

  3. Подписи с «незаверенными исправлениями», которых нет, вернуть,

  4. Подписи с отсутствием муниципального района у сборщика или подписанта считать недействительными,

  5. Отказ в регистрации оставить в силе.


После снятия первых двух претензий остался главный вопрос: если в адресе у сборщика или избирателя не написан муниципальный район его проживания, то можно ли считать подпись действительной?
~600 подписей признали недействительными по этому основанию. Если их вернуть — мы регистрируемся. Если нет — нам всё равно не хватит подписей, даже если вернуть все остальные.

Давайте детальнее разберёмся, за что забраковали нам подписи.

Каждый подписной лист должен быть заверен сборщиком. В заверении сборщик указывает кучу данных о себе, включая место жительства. Выглядит это как-то так:




И вот те сборщики, которые не указали в месте жительства муниципальный район, увидели, что их подписи были признаны недействительными. По причине того, что адрес не был указан полностью.

Хотя в паспорте у них район тоже не пишется




Как и в нотариальном заверении сведений о сборщике, в обязательном порядке сдаваемом в комиссию





На самом деле это вообще ловушка. В законе о выборах депутатов Заксобрания Калужской области написано, что написанное в заверении подписного листа должно соответствовать тому, что написано в нотариальном заверении сборщика:




Мы об этой ловушке знали и думали о ней перед началом сбора, хотели даже обязать всех писать везде муниципальный район. Однако выяснилось, что нотариусы отказываются писать в адресе места жительства муниципальный район, если его нет в паспорте!

Поэтому появилась ловушка: напишешь район — подписи снимут потому, что они не соответствуют нотариальному заверению. Не напишешь район — их снимут потому, что адрес указан не полностью.
Но мы нашли вот такое письмо заместителя председателя ЦИК Ивлева и решили писать как в паспорте





Ивлев на заседании ЦИКа был, однако перед нашим вопросом ушёл, поэтому не удалось узнать его мнение по данной ситуации.

ЦИК отказался возвращать какие-либо подписи с отсутствием района, даже те, где мы представили копии паспортов и нотариальные заверения. Говорят, неважно что в паспорте, важно что района нет, а значит, адрес указан не полностью.

На этот счёт есть множество сложных решений судов, в частности на эту тему высказывались и конституционный, и верховный суды. Иногда такие вопросы трактуются в одну сторону, иногда в другую.

На заседании ЦИКа отлично выступила Елена Дубровина. Она там сказала, что заверение листа это совершенно формальная процедура, которая избирателя никак не касается. Он её не видит, заверение происходит уже после внесения всех подписей и это формальная вещь, по которой комиссия должна просто определить, имеет ли право данный сборщик собирать подписи.
Когда присутствует полный адрес, дата рождения, все данные о паспорте, а также если сборщик лично явился к нотариусу, то отсутствие муниципального района ну никак не может помешать его идентифицировать.
Елена Павловна предлагала снять с нас эту претензию и зарегистрировать на выборах, но осталась в одиночестве. Большинством голосов ЦИК решил, что действительно, район не указан, значит, подписи в листах не действительны.

Всё это не было бы так мерзко, если бы подобная строгость при допущении к выборам применялась ко всем партиям. Но в Калуге 4 партии были зарегистрированы по подписям, каждая из них потратила ресурсов в 500-1000 раз меньше нас.
Мы были на проверке их подписей — тупо сквозные номера домов и квартир, по 5 человек из квартиры, все переписаны подряд, даты явно заполнены одной рукой. Оно и понятно — за 5000 рублей нельзя собрать даже 100 подписей, не то что 4402.

Но их регистрируют без вопросов, а к нам привязываются вот к тому, что я описал выше.

Ещё пара слов про ПАРНАС. Подход к нему тоже сильно отличался от нашего: Новосибирская избирательная комиссия в начале попыталась докопаться до их заверений листов, но быстро отказалась от этих требований.
Насколько мне известно, по ПАРНАСу было строгое указание из АП: снимать только «по закону». По закону в их понимании это по липовой справке ФМС или по липовому графологу, но никак не по формальным докапываниям — боялись федеральной огласки этого бреда.

По нам такого указания не было, поэтому оба избиркома (Магаданский и калужский) искали любую запятую для придирки. Часть из них отменил ЦИК, часть нет.

Федеральной огласки пока действительно и не особо получается: среди каких-то крупных медийных ресурсов детально описал ситуацию с нашим снятием только Илья Варламов. У моих таких постов мало читателей и мало репостов: тема приелась и все всё поняли.
В СМИ про нас почти ничего нет: оппозиционным журналистам мы не нравимся, так как не работаем с Навальным, от них про нас разве что сухие фактические заметки, более-менее зависимым изданиям про нас писать тоже не особо интересно, хотя вот РИА иногда внезапно стал это делать.

В общем, описанная выше хрень прошла для всех как-то буднично :/


46 посетителей, 22 комментария, 74 ссылки, за 24 часа