2013/10/14 14:49:08
.
Заключительная запись на данную тему (предыдущие - по тегу "Военно-морской смотр-парад в Сиднее").

Вчера,  11 октября  2013 г.,  начиная  с 07:00  по местному времени,  военные корабли  14  государств  мира - участников
Международного военно-морского смотра-парада  начали покидать гавань Сиднея,  чтобы принять участие  во 2-й части
совместных учений "Тритон Столетие" (TC13) в юго-западной части Тихого океана (1-я часть была проведена в сентябре,
до начала смотра-парада).

Честно говоря, надежда на то, что ВМФ России, пусть и с опозданием,  но всё же пришлёт корабль на профильный саммит, теплилась до
самого конца. Не сбылось... При этом, и без того сильное разочарование усугубляет тот факт, что четвёртая по ВВП и вторая по военной
мощи  страна АТЭС проигнорировала  не только  корабельную часть  морского события года,  но также Международную конференцию по
вопросам морской силы (Sea Power Conference 2013, 07-09.10) и Международную военно-морскую выставку Pacific 2013.


Фото, выложенное пресс-службой ВМС Австралии на flickr.com с подписью: RFS Varyag (Russia) International Warship
participating in the International Fleet Review 2013, и единственным, но красноречивым комментарием - FAIL!! (ссылка):



Вопреки сообщению РИА Новости об участии в выставке российской делегации, представленной управлением по работе с предприятиями
ОПК  и  контролю за реализацией  перспективных проектов  ФСВТС России,  представителями госкорпорации  "Ростехнологии", ОАО "Рос-
оборонэкспорт" и предприятий отечественной судостроительной отрасли", в списке участников Pacific 2013 ни одной российской компании
не значится.

Зато там есть "Боинг", "Сикорский", "Дженерал Электрик", "Дженерал Дайнемикс", "Локхид Мартин", "Рейтеон", "Нортроп Грумман",
"Рокуэлл", "Дассо", MAN, Jane's Navy International,  австралийские филиалы BAE, "Пратт & Уитни", SAAB, "Рейнметалл", "Вяртсиля" -  всего
порядка  400 фирм  из 18  стран мира:  Австралии,  США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Испании, Норвегии,
Финляндии, Новой Зеландии, Канады, Израиля, Японии, Индии, Китая, Южной Кореи, Сингапура.



Что касается стран Азиатско-Тихоокеанского региона, то из 21 члена АТЭС  за вычетом Гонконга (не государство), Тайваня (частично при-
знанное государство) и трёх далёких  (в географическом и культурно-историческом смыслах) латиноамериканских стран (Мексика, Перу и
Чили) не прислали своих кораблей и судов Филиппины, Вьетнам, Южная Корея и Россия. Из традиционного списка 45 государств АТР
следует  добавить  только Северную Корею  и Камбоджу.  Остальные - это  те,  у кого  нет  выхода  к морю  (Лаос), либо малые страны
Латинской Америки (Панама и др.), либо карликовые или минигосударства (в основном - островные) с соответствующим весом в мировой
и
региональной политике.

Северная Корея - государство-изгой и этим всё сказано; Южная Корея,  возможно,  боится даже ненадолго ослабить свои ВМС,  имея на
севере  неадекватного соседа; Вьетнам,  с одной стороны,  проводит  "антиблоковую" внешнюю политику,  с другой,  вероятно,  до сих пор
считает недопустимым демонстрировать  свой  военно-морской флаг рядом с американским;
Камбоджа обладает  очень скромными ВМС,
состоящими из нескольких патрульных катеров советской постройки. Причины  "бойкота"  International Fleet Review  со стороны
Филиппин
не вполне понятны - точно так же,  как  должен быть непонятен  гражданам  Австралийского Союза и других стран АТР  отказ Россиийской
Федерации  от участия  в торжествах, которые,  судя по количеству  и  содержанию материалов,  опубликованных  в  сети, стали  для  них
предметом национальной гордости.


Когда именно и в связи с чем было принято решение об отмене визита "Варяга" в Сидней не известно - официального сообщения по этому
поводу со стороны Минобороны как обычно не последовало,  только 18 сентября  (через неделю с лишним после начала Сирийской раз-
рядки) на сайте ведомства появилась информация о том, что ГРКР "из Тихого океана направился в Индийский",  и что "в
начале октября
флагман  ТОФ  прибудет  в район Аденского залива"  (и это всё!).  Из  возможных  причин  подобного  поворота  дела,  можно назвать  две:
1) в Верховном главкомате решили на всякий случай усилить  Средиземноморское соединение ещё одним ракетным крейсером в качестве
лишнего аргумента  на случай,  если  российские мирные инициативы  не пройдут;  2)  потребовалось  "срочно"  (ранее намеченного срока)
сменить "Москву" в роли флагманского корабля группировки ВМФ у берегов Сирии.

Как бы то ни было, в составе Тихоокеанского флота кроме "Варяга" есть, слава Богу,  и другие корабли, которые смогли бы достойно пред-
ставить Россию  на празднике в Сиднее. Так, по крайней мере, считал автор данной статьи и так же, наверное, думали обманутые в своих
ожиданиях австралийцы.  Хотелось бы услышать ответ на простой вопрос:  если на ТОФе были (и есть) проблемы с ресурсом на всех без
исключения  надводных кораблях 1-го ранга,  зачем надо было  более полутора месяцев  гонять два БПК  в северной части  Тихого океана,
где
их никто не видел, в то время  как один из них  куда лучше послужил бы Родине  в южной части этого самого океана?  Другими словами,
если
не было  уверенности в том,  что кораблей на ходу  хватит на все внешнеполитические нужды,  почему было бы  не придержать один
1155-й
у 33-го причала в готовности к дальнему походу?


Те, кто с точки зрения стороннего наблюдателя мог пойти в Сидней (реально - верхний ряд):
слева направо, сверху вниз - БПК "Маршал Шапошников", "Адмирал Виноградов", "Адмирал Трибуц", эсминец "Быстрый"

ТОФ (1) БПК 543     ТОФ (2) БПК 572

ТОФ (3) БПК 564     ТОФ (4) ЭМ 715

Есть мнение, что боевая подготовка  важнее  протокольных визитов  в иностранные порты  (читай - демонстрации флага).  Не уверен,  что
следует приносить одно в жертву другому, тем более, что в мирное время обе этих задачи одинаково важны. И разве дальний поход
длиной 10 000 миль в совокупности с международными военно-морскими учениями не является самой что ни на есть боевой подготовкой?


Отсутствием "Варяга", "Шапошникова" или "Виноградова" на Международном военно-морском смотре-параде в Сиднее был нанесён
серьёзный ущерб
репутации ВМФ и России в целом, особенно - в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который во многом определяет
будущее Российской Федерации как одной из великих мировых и морских держав. За просчёты надо отвечать, пусть даже это будет чисто
формальное наказание (осуждение) виновных. Ставлю минусы по десятибальной шкале.

Минус 1:
1) Президенту В. Путину - за то, что не отреагировал на событие и не послал корабль властью, данной Верховному главнокомандующему
(несмотря на предельную занятость и то, что обо многих событиях он узнаёт с подачи своих помощников);
2) министру обороны  генералу  армии С. Шойгу  - за то,  что  не  отреагировал  на  событие  и  не  убедил  Президента  послать  корабль
(несмотря на крайнюю занятость, особенно - в области строительства отечественных вооружённых сил);
3) командующему Тихоокеанским флотом вице-адмиралу С. Авакянцу - за то, что не обратил внимание Главкома ВМФ на важность от-
правки корабля в Сидней и не убедил его сделать это  (несмотря на то, что, в значительной степени, комфлотом - человек подневольный);

Минус 5:
4) директору  Департамент  азиатского и тихоокеанского сотрудничества  Министерства иностранных дел Б. Хакимову,  занимающемуся
вопросами многостороннего сотрудничества  в Азиатско-Тихоокеанском регионе - за то,  что не обратил внимание  министра иностранных
дел  С. Лаврова  на важность события  и не настоял  на рекомендациях  Президенту  об отправке корабля  в Австралию  (сам Лавров был
слишком занят урегулированием Сирийского кризиса, чтобы подвергать его какому-либо осуждению);

5) директору Третьего департамента Азии МИД А. Татаринову, курирующему Австралию - за то же самое;
6) председателю комитета по обороне Государственной Думы В. Комоедову (вице-адмиралу в отставке, быв. командующему ЧФ) - за то,
что не выступил (во всех инстанциях) с настоятельными рекомендациями об отправке корабля в Австралию;

7) председателю комитета по международным делам Госдумы А. Пушкову - за то же самое;
8) председателю комитета по обороне и безопасности Совета Федерации В. Озерову - за то же самое;
9) председателю комитета по международным делам Совета Федерации М. Маргелову - за то же самое;

Главный виновник австралийского конфуза (фото с mil.ru)


Минус 10:
10) главнокомандующему ВМФ  адмиралу В. Чиркову - за то,  что,  владея информацией в полном объёме  и имея  реальную возможность
повлиять на ситуацию, будучи лично приглашённым в Сидней на IFR 2013,  ничего не сделал для того,  чтобы, убедив Президента и отдав
соответствующие приказы подчинённым, своевременно подготовить и отправить в Австралию свою персону  и один из кораблей 1-2 ранга
вверенного ему флота.

P.S. А "Варяг" в Сиднее затмил бы всех!..
0 посетителей, 4 комментария, 0 ссылок, за 24 часа