2016/03/16 01:31:14
.
В марте 2016 г. на ПСЗ "Янтарь" произошло два знаменательных события. 10-го числа был передан заказчику головной СКР пр. 11356 "Адмирал Григорович", а неделей ранее в рабочем порядке ("бесцеремонно") спустили на воду 4-й корабль серии "Адмирал Бутаков" (ссылка 1) – без ГЭУ, А-190 и многого другого. "Григоровича" строили 5 лет и 3 месяца – не Бог весть какое достижение, но по сравнению с 10-летним марафоном "Горшкова" – настоящий прорыв. После спуска "Бутакова" освободилась предспусковая позиция 2-й стапельной линии, на 1-й стоит "Истомин", в "двухместном" эллинге собираются корпуса до сих пор незаложенного "Корнилова" и "Моргунова" (2-й БДК пр. 11711).

Надо полагать, что первым выкатят "Корнилова" (*), освободив тем самым крытое построечное место, на котором уже в этом году планируется заложить второго океанографа пр. 22010 со сроком передачи заказчику (ГУГИ) в конце 2019 г. (ссылка 2). "Моргунова" обещают передать ВМФ в 2018 г., но верится в это с трудом, однако почти не вызывает сомнений, что до конца 2018-го эллинг опустеет. Здесь-то и начинается интрига.




Казалось бы, с учётом очевидных достижений "Янтаря" в строительстве СКР пр. 11356 следовало бы продолжить постройку на ПСЗ кораблей класса "фрегат", потребность в которых составляет не менее 24 единиц (по одной бригаде на флот). После того, как Северная верфь перестала быть "единственным" и стала всего лишь "основным" поставщиком фрегатов пр. 22350 (ссылка 3, ссылка 4), юридические преграды для закладки на "Янтаре" корабля дальней морской зоны 4-го поколения исчезли, однако никаких решений на сей счёт до сих пор не озвучено.

Более того, с недавних пор Прибалтийский завод стал для нашего военного ведомства своего рода "мальчиком для битья", которого в отличие от Северной верфи, регулярно (ежегодно!) обвиняют в срыве гособоронзаказа и угрожают штрафными санкциями (ссылка 5, ссылка 6, ссылка 7) – при том, что "Янтарь" реально строит корабли, а СВ, по большей части, только делает вид. Невольно складывается впечатление о неком "избирательном правосудии" и каких-то особых межведомственных предпочтениях Министерства обороны, понятных ему одному.

Вероятно, видя это и не слишком надеясь на гособоронзаказ, калининградские кораблестроители стали искать заказы на стороне и 22.01.2016 заключили с одним из камчатских рыболовецких колхозов договор на постройку по норвежскому проекту трёх кошельковых траулеров-сейнеров длиной 50 м (!), о чём сообщается в заводской газете "Вперёд!" от 05.02.2016. И хотя в том же номере приводится заявление вр.и.о. гендиректора о перспективном соотношении долей военных и гражданских заказов порядка 80% и 20%, информации по 80% нет никакой, зато по 20% переговорный процесс идёт полным ходом (по ж/д паромам для переправы Балтийск – Усть-Луга, по рыбопромысловым судам для Архангельского тралового флота и ЗАО "Мурмансельдь-2"). Есть опасение, что указанная пропорция может незаметно трансформироваться в прямо противоположную (ссылка на газету не работает, "вырезки" – по ссылке 8).

Разумеется, строить траулеры – это хорошо (и очень полезно для экономики страны), однако делать это могут и небольшие судоверфи, которых в России хватает. "Янтарь" же – птица куда более высокого полёта: в его активе, в числе прочего, девять БПК пр. 1155 и 11551 и три "Носорога" (БДК пр. 1174). "Янтарь" – это драгоценный камень в шкатулке ОСК, потенциал, который нельзя растрачивать по мелочам. Строить на нём 50-метровые судёнышки – всё равно, что перепрофилировать Уралвагонзавод под производство мини-тракторов для фермерских хозяйств.

Будем надеяться, что в  самом ближайшем будущем на профильный довольствующий орган Минобороны (управление кораблестроения ВМФ во главе с новоиспечённым контр-адмиралом Тряпичниковым) и на соответствующее управление ДОГОЗ (департамента по обеспечению гособоронзаказа) снизойдёт-таки божественное просветление, и Прибалтийский завод получит "добро" на серийное строительство фрегатов пр. 22350 лучше "Янтаря" в России с этим не справится никто.



(*) Когда именно был открыт заказ на 6-й корпус, доподлинно не известно, но есть информация, что к апрелю 2015 г. уже была изготовлена значительная часть секций корпуса. "Бутакова" выкатили из эллинга через один год и 4 месяца после официальной закладки (ссылка 9).
45 посетителей, 32 комментария, 8 ссылок, за 24 часа