2013/12/27 09:53:43
Чувствую, пора открывать отдельную рубрику, ибо вузовское руководство снабжает меня материалом качественно, добросовестно и бесперебойно.

Вчера увидел новый приказ о процедуре утверждения учебных программ. Был впечатлен.

Для тех, кто не в теме - программа курса (на бюрократическом языке "рабочая программа учебной дисциплины" - РПУД) входит уже многие десятилетия в число базовых документов в сфере высшего образования. По каждому предмету должна быть программа, из которой студент сможет узнать содержание курса, цели и задачи, а также познакомиться со списком литературы.

Еще лет пять тому назад все было довольно просто. В тексте программы доминировала содержательная сторона, а процедура ее утверждения была простой и понятной: после (скорее формального) рецензирования и утверждения на кафедре текст программы отправлялся в методическую комиссию на факультете, где его рассматривали по существу и... и на этом все.

Несколько лет назад наши вузовские бюрократы решили изобразить активность и начали выдавать с интервалом примерно в полгода все новые и новые формы учебных программ. Продолжалось это года два, пока ситуация не дошла до логического финала - привыкнув к тому, что "через полгода все равно придется переделывать", 90% преподавателей перестали вообще оформлять программы курсов по новым правилам. В общении со студентами обходились старыми, которые оказывались к тому же более информативными (тем более что "модернизация" заключалась преимущественно в резком увеличении формальной стороны документа в ущерб содержательной). Как показывает практика, пассивное сопротивление - стратегия довольно успешная, и ректорат на некоторое время затих.

Ненадолго.

Как выяснилось, все это время противник не дремал, а скрытно и тщательно сосредотачивал силы на другом участке фронта. В результате без объявления войны (а что ее объявлять - она идет уже давно) на свет появился документ, который не трогает форму программы, но зато вводит новую процедуру ее утверждения.

Итак, какие этапы теперь должна пройти учебная программа после рецензирования и утверждения на кафедре?

1. Экспертиза в Управлении образовательных программ

2. Экспертиза в учебно-методической комиссии

3. Экспертиза другими инстанциями. Здесь к программе прикрепляется нечто вроде "обходного листа", в котором должны оставить свои автографы:
- заведующий библиотекой - в знак того, что программа обеспечена литературой
- начальник финансового управления - в знак того, что программа обеспечена финансово
- главный по информационным технологиям - в знак того, что программа обеспечена необходимым числом компьютеров и ПО
- главный по практикам - в знак того, что есть возможность проводить практики по данной дисциплине
- ну и еще кто-нибудь ("иное должностное лицо в случае необходимости")

4. Внешняя экспертиза (факультативно)

5. Рассмотрение Ученым советом

6. Рассмотрение лично (!) проректором по учебной работе

Для справки - в вузе количество преподаваемых дисциплин и, соответственно, их программ исчисляется тысячами.
0 посетителей, 17 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа