2013/12/24 11:52:26
Есть люди, которые готовы работать только за деньги. Как говорил герой одного из фильмов Кустурицы, "ради денег я готов на все". По моим субъективным ощущениям, число таких людей медленно, но верно растет.

Есть люди, готовые работать за идею. Вкалывать, не жалея себя, если им кажется, что они хоть кому-то приносят пользу. Работать в крайне некомфортных условиях - маленькая зарплата, вечно недовольный и тупой, как пробка, начальник, холодная тесная каморка - только ради того, чтобы кому-то стало легче. Я искренне люблю таких людей: с ними мы могли бы хоть завтра перейти к коммунизму. Их не очень много, но они, к счастью, регулярно встречаются на моем жизненном пути.

Я отношусь к третьей категории - тем, кто готов работать либо за деньги, либо за идею. Сразу, во избежание передергиваний, отмечу: "готов работать за деньги" - не означает "готов за деньги сделать что угодно". Это означает, что если я не вижу от работы особой пользы (но и особого вреда тоже), но за нее хорошо платят, я за нее, скорее всего, возьмусь. В то же время я совсем не против того, чтобы поработать бесплатно, ради некой высшей цели. Но эта цель должна быть именно высшей.

Грубо говоря, к идее, за которую меня приглашают поработать, у меня есть два основных требования:
1. Эта идея должна быть убедительной.
2. Те, кто приглашает меня поработать за идею, должны сами первыми показывать пример.

Между тем, сегодня сплошь и рядом предлагают поработать за идею, высосанную из пальца, причем довольно примитивными методами. Удивляет меня, однако, не это, а то, сколько людей ведутся на такие разводки.

Один из наиболее распространенных видов разводок - это так называемая "корпоративная этика", согласно которой процветание фирмы должно быть высшей ценностью для работника. Фирма становится эрзац-Родиной, которая в иерархии приоритетов заслоняет семью, хобби, какие-то личные цели. Обоснование этой идеи обычно выглядит примерно так: "Если мы все будем, не покладая рук, работать на процветание нашей компании, она станет великой и могучей, и тогда каждый сможет гордиться тем, что он здесь работает, и получит вознаграждение по заслугам". При этом никто не спешит пообещать работникам участие в прибылях или сделать их пусть мелкими, но акционерами фирмы. Нет, поработайте сейчас, а когда-нибудь потом...

Для примера - типичная сентенция, которую слышит кандидат на трудоустройство в небольшую фирму: "У нас не очень крупная компания, и невысокая зарплата. Зато у нас молодой и дружный коллектив, мы все - люди увлеченные, влюбленные в свою работу (!). Мы часто задерживаемся после окончания рабочего дня, потому что относимся к тому, что делаем, без формализма, для нас главное - это успешный результат (!) Все получают богатый опыт, а главное - огромное моральное удовлетворение от интересной деятельности (!)"

На первый взгляд все вроде бы весьма похвально. Ну кто скажет, что любовь к своей работе, увлеченность и работа на результат - это плохо? Более того, тот, кто скривится, услышав подобные фразы, автоматически окажется "формалистом и бездельником, которому нужны только деньги". Между тем, если мы отбросим словесную мишуру, то останется предложение низкооплачиваемой и ненормированной работы. И все ради чего? Либо ради того, чтобы компенсировать некомпетентность руководителя (который неспособен нормально организовать деятельность фирмы), либо ради увеличения прибылей владельца. Забавно, что если начальник сам не спешит соответствовать образу "идеального работника" и приходит на фирму в лучшем случае на несколько часов, этому тут же находится масса объяснений: "Ты же понимаешь, у него семья / еще один бизнес / он нам доверяет".

Стоит ли говорить, что несколько лет работы в режиме постоянного аврала без возможности восстанавливать силы приводят не к "удовлетворению от интересной деятельности", а к профессиональному выгоранию и депрессии? При этом выжатый лимон даже не нужно выкидывать - в какой-то момент он увольняется сам. Иногда так и не поняв, как именно его "кинули".

На государственном уровне - своя специфика. Здесь уже много лет идут поиски "национальной идеи", которая оказалась бы настолько убедительной, чтобы люди ради нее работали, не покладая рук, не видя зарплаты и по возможности не комментируя происходящее в стране. Пока эти поиски серьезным успехом не увенчались. Поэтому людям предлагается поработать во имя некого довольно абстрактного "процветания России".

"Мысль, конечно, жиденькая. Да и оформление тоже, вероятно, будет убогое" - сказал бы по этому поводу Остап Бендер. Нет, я не против процветания России как таковой, совсем наоборот. Однако те, кто сегодня выступает с официальными патриотическими лозунгами, слишком уж часто, выражаясь словами классика, путают "Отечество" и "Ваше Превосходительство". В памяти невольно всплывает крылатая фраза о патриотизме как последнем прибежище негодяев - в ее изначальном, истинном значении. Что же касается условия "первыми показывать пример" - тут, думаю, какие-либо комментарии просто излишни.

Преподавателям высшей школы, к числу которых отношусь и я, утешиться и вовсе нечем. Нам не предлагают ни денег, ни идеи. Вы же умные люди, выдумайте себе сами какую-нибудь идею и какую-нибудь халтурку! - примерно так говорит в неофициальных беседах вузовское руководство. Как в том старом анекдоте, когда пьяный муж, придя домой далеко за полночь, говорит жене: "Ты у меня умница, выдумай что-нибудь сама!"

Мы выдумываем. Нам кажется, что от нашей работы кому-то - а именно студентам - становится лучше. К сожалению, с каждым годом эта мысль кажется мне все менее убедительной. Что будет, когда я совсем потеряю веру в нее - сказать сложно.
0 посетителей, 40 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа