2013/06/16 19:27:57
Мы великие таланты,
Но понятны и просты,
Мы-певцы и музыканты,
Акробаты и
шуты...

В литературе, истории, живописи мы часто встречаем рядом с царями,
правителями, вождями фигуру шута.

/Польский шут Станьчык, фрагмент картины Яна Матейко/
Из википедии:
Шут — человек во дворце монарха или в доме богатого аристократа, в обязанности которого входит смешить хозяина, его семью и гостей. Шут — аналог клоуна, ассоциируемый, как правило, со Средневековьем.
В руках у шута часто была погремушка: палочка с привязанным к ней бычьим пузырём, в которую насыпался горох. Эта принадлежность была у шутов ещё со времён Древнего Рима. В России шуты украшали себя также гороховой соломой, откуда и пошло название «шут
гороховый».
Существование профессиональных шутов отмечено уже во времена ранней истории в родоплеменном обществе. Плиний Старший упоминает царского шута (planus regius) описывая визит Апеллеса во дворец эллинистического царя Птолемея I.
Шут был символическим близнецом короля. Шуту позволялось больше чем кому-либо, под видом шутки он мог говорить о том, что другим было не дозволено.
Шуты воспринимались как люди, оставшиеся по божьей воле детьми. Люди с актёрскими способностями зачастую зарабатывали шутовством средства к существованию.


Германский шут Тиль Уленшпигель

В Средневековье мы начинаем все чаще встречаться с противоречивой, сложной, но неизменно присутствующей в окружении высшей власти фигурой королевского шута или его аналогов (Скоморох, Буффон, Клоун, Юродивый, Полишинель, Петрушка, Арлекин). Благодаря необратимым и эволюционным историческим процессам рассудочное познание у человека взяло верх над интеллектуальной интуицией. Величественный жрец постепенно превратился в жалкого шута. У людей шут вызывает восхищение, ужас, почтение и вместе с тем почти панибратское чувство близости, так как своими проделками он разом снимает то напряжение, которое нагнетается его сакральными пророчествами. Шут как бы уравнивает умного и глупого, удачливого и несчастного, богатого и бедного, увлекая всех в животворный изначальный хаос...У королевских шутов и древних шаманов есть общие черты. И их некоторые особенности поведения, костюма и жестов похожи. В средневековой Европе шуты выполняли важную роль для привилегированного класса. В связи с отсутствием свободы слова, вельможи не могли открыто критиковать короля, а король не всегда мог себе позволить критиковать особо влиятельных вельмож. За них это делали шуты, часто в завуалированной форме. Если шут переходил границы дозволенного, то наказывали его, а не вельмож. Через кривляния и болтовню шутов представители привилегированной элиты раннего средневековья доводили до сведения друг друга, а также короля, свои претензии, жалобы, критику или особо рискованные предложения и идеи. Шут был как бы символическим близнецом правителя. Все королевские дворы средневековья нанимали различного рода шутов, в умения которых входило музицирование, жонглирование, актёрство и загадывание загадок. И только с наступлением эпохи Просвещения и Реформации традиция найма шутов прервалась. В истории каждой страны остались имена наиболее известных придворных шутов, в живописи их портреты, в литературе произведения,а еще и многочисленные анекдоты...
Шутовство имеет на Руси давние традиции. Персонаж русских сказок Иван-дурак часто противопоставляется Царю именно в качестве носителя некого тайного знания, кажущегося глупостью. При русском барском доме или дворце содержались шуты, в обязанности которых входило развлекать забавными выходками господ и гостей. В истории остались имена Василий Блаженный, Балакирев Иван Александрович, Ян Лакоста (д’Акоста).
В мире ислама суфийские мистики рассказывают притчи о Ходже Насреддине, который, возможно, был шутом самого Тамерлана. К нам Ходжа́ Насредди́н пришел уже как фольклорный
персонаж. О нём рассказывали тысячи анекдотов на всей территории Средней Азии и Ближнего Востока, а теперь рассказывают и на всём евразийском континенте, включая Китай. Первые анекдоты о нём были записаны в Турции в XVI веке. В своём характере Насреддин совмещает черты как хитреца, мудреца и шутника, так и простака и неудачника.

Французский шут Шико
Настоящее имя – Жан-Антуан д’Анжлер. Придворный шут французских королей Генриха III и Генриха IV. Происходил из дворянской семьи.
Шико был необычным шутом. Прежде, чем зваться Шико, он звался де Шико, поскольку приставка "де" означала знатное происхождение - Шико был дворянином. Единственный шут за всю историю Франции, который носил шпагу. ВОн пользовался репутацией прекрасного фехтовальщика и солдата. B марте 1584 ему был пожалован королём аристократический титул. Он пользовался при дворе последнего Валуа свободой и обладал неограниченными возможностями. Как придворному шуту, ему было позволено абсолютно все. Начиная с того, что можно было улечься спать посередине зала во время королевской аудиенции, и до того, чтобы при людях обозвать короля дураком. Шуту было не обязательно все время ходить с бубенчиками на голове, пестрой одежде и длинных скороходах с задернутыми носами, походить на скомороха. Тут Шико был исключением. У него был прекрасный вкус, и он одевался хоть и просто, но со вкусом - вкусом дворянина. Он был известен своей жизненной силой и способностью схватывать вещи на лету, а также как великолепный писатель-сатирик.
Он служил Генриху III с огромным усердием и преданостью во времена религиозных войн. Тем не менее, со временем его религиозная ревность стала умеренней, и он стал приверженцем религиозной терпимости.

Мало просто актёрского дарования, примеривший на себя роль шута должен обладать острым умом, смелостью и особым талантом!

Материал насобирал на просторах интернета.Почему пост о шутах? Не знаю.
Что-то видимо навеяло.
Иногда говорят: "Ведёшь себя, как шут".. Если вам так скажут - гордитесь, весомый комплимент.) Хочется закончить этой фразой:
Если ты споришь с дураком, то дураков уже двое.)
Всем хорошего настроения!
0 посетителей, 22 комментария, 0 ссылок, за 24 часа