2013/03/30 20:50:08
Мужчина, надвинув на лицо шляпу, спит в междугороднем автобусе. Автобус останавливается, к нему подходит водитель, толкает нашего пассажира и говорит, что этой сценой его не убедишь - тот заехал уже на одну остановку больше, чем оплатил. Пассажир водружает шляпу на голову. Он, естественно, не спал и мы видим лицо Даны Эндрюса. Герой Даны бросает взгляд на руку водителя, которой он держит его за плечо, спрашивает сколько до Сан-Франциско. 2.25. Мужчина собирается к выходу. Автобус уезжает, оставляя его возле забегаловки и знака городка. Уолтон. Одним планом камера едет за героем, идущем к знаку. Под названием городка указатель. Лос-Анджелес налево 280 миль - отсюда мужчина явно приехал. До Сан-Франциско, который направо от нас - 150.
За две минуты фильма, включая титры, нам сообщают массу информации. Без лишних слов. Даже вроде как лишней. Например, почему водитель не высадил пассажира на его остановке, а дал проехать и дальше. Или что герой идёт вот прямо сейчас в сторону океана. Это включает нас в определённую атмосферу, где вот такие водители автобусов прекрасно знают и видят кто едет и куда вне зависимости от того что у них написано на билете. Что у героя нет денег или, во всяком случае, их меньше, чем 2 доллара 25 центов. Кстати, через несколько минут, мы узнаем как бы между делом сколько у него есть в точности. Доллар одной бумажкой. Очень просто и сверхфункционально нас не только привозят в маленький городок из которого просто так не уедешь, а предлагают несколько определённых развития событий. Можно ожидать, например,  меланхоличную криминальную ленту о растраченных иллюзиях. На первый взгляд нечто такое и происходит, несмотря на то, что герой стремительно и очень предприимчиво берётся за решение денежного вопроса. Конечно, его заставляет засвеченный единственный доллар в кармане и не каждый зритель станет благосклонно смотреть, если наш герой, в таком вот меланхоличном нуаре, воспылает страстью к роковой красотке из местной забегаловке и ввяжется в нечто не совсем законное с целью решить денежный вопрос раз и навсегда. Поэтому фильм оставляет ожидания зрителя, то есть меня, настроившегося на нечто вроде "Из прошлого" Турнера, в сторону. В фильме даже появляется Джон Кэрредайн в роли шарлатана-медиума на 10 минут и произносит один замечательный каламбур. И вообще всё довольно весело. Но роковая красотка, каждый вечер отправляющаяся на свидание с новым мужчиной - тот ещё подарок. И наш герой на неё залип. Поэтому развитие событий от плохого к худшему ожидать стоит.
Фильм безмерно удивил и подарил огромное удовольствие. Первые его 15 минут - один из самых цельных кусокв кинематографического пирога, которые доводилось отведывать. Он написан, сыгран и поставлен так, что из переднего и заднего планов на одном кадре можно прочитывать что-то интересное. Это как виртуозные карандашные зарисовки, которые за секунды обрисовывают героев, выделяя те черты, которые будут главествующими у них весь фильм. Он показывает на каждом герое насколько выразительные, пусть и односложные, такие зарисовки. А с главным героем тут поступили противоположным образом. Его герой обозначен вроде бы точно так же, но так как он оказывается в куда более разнообразных ситуациях. Причём иногда с настолько удивительными последствиями, что начинаешь гадать: а не чисто ли кинематографическое ли это создание, главный герой, за которым не стоит ни актёр Дана Эндрюс, ни уж точно какой-то реальный прототип. И сам фильм ломает ожидания об коленку не раз, как будто это не криминальная мелодрама, а комедия абсурда. Хотя смеяться причин нет. Фильм вообще невыносимо противно смотреть какое-то время.
Это чистое кино для меня, доставляющее удовольствие ради процесса. Удивительно, но в его конце я думал о джалло. Не благодаря атмосфере искусственного и сновидческого. Джалло, мне кажется, точно так же пыталось удивить резкими поворотами сюжета и почти сюрреалистической жестокостью отдельных сцен. В "Падшем ангеле" тоже есть подобная сцена, хотя для нуаров, мне кажется, такие сцены довольно характерны. Например, пытка при помощи слухового аппарата в The Big Combo, персонаж Томми Удо из "Поцелуя смерти" и особенно шокирующий эпизод со спусканием с лестницы женщины в инвалидном кресле, или садистское избиение Алана Лэдда в каком-то из нуаров с Аланом Лэддом. Да, ну и был бы я цензором в 45 году, Премингер бы имел причины воевать против кодекса ещё задолго до своих прямых выступлений. Такого количества возмутительных наглостей я давно не видел в золотой век Голливуда. То есть, я совсем не против итога фильма, но вот был бы я цензором...
0 посетителей, 25 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа