Скифское восприятие Мироздания в его природных образах в дальнейшем оказало огромное влияние на перенимающую эти образы культуру Западной Европы, это нашло свое отражение и в геральдике, орнаменте и в архитектуре. Скифский стиль очевидно прослеживается и в орнаментах романских соборов, и в белокаменных резьбах владимиро-суздальской школы. Фактически же он, пусть и лишенный своего сакрального смысла , встречается в евразийской культуре повсеместно.
В связи с этим очень любопытно приоткрыть саму сакральную тайну скифских образов.
Нужно отметить, что еще в индо-европейскую эпоху люди исходили из дуальности добра и зла, перенося это на свойства окружающего мира тепло – холод, день – ночь, мужчина - женщина. Они представлялись им двумя частями стремящимися друг к другу, и в своем взаимодействии порождающие бесконечный круг космической жизни, идеальной в точках своего равновесия
.
Как правило, в творчестве скифов птицы обозначали верх мироздания, пресмыкающиеся или рыбы – его низ, травоядные животные его середину. Очень интересное место было отведено хищниками – они, как правило, символизировали собой процесс перехода - проводников или силу, ведущую в иную часть Мироздания. Существовали так же образы способные в любое время проникать в любую часть Мироздания, как правило, это водоплавающие птицы.
Переход же в иную часть Мироздания символизировался вывернутыми в обратную сторону задними ногами копытного животного, как например, вот на этом элементе сакской пряжки из Сибирской коллекции Петра 1. (рис. 1)
Или вот в этих картинах украшавших седло сакского вождя из Пазырыкского кургана 5-4 веков до н.э. (рис. 2)
Большое значение в скифской мифологии играет изображение процесса терзания. Так, по их мнению, терзаемый космос, приносит плод (жертву) Хаосу, давая семена для новой жизни и замыкая таким образом метафизический круг Бытия.
В этом плане интересно изображение с более поздней пряжки из Ирана 6-го века. Она относится к мифологии Авесты. Здесь богиню Анахиту символизирующую мировое древо, терзает Хаос или царь всех птиц Сенмурв. Она же кормит его плодами Древа жизни. Изображения в низу, мальчик с луком – день, мальчик с секирой – ночь символизируют новую жизнь данную космосом и хаосом. (рис. 3)