Более того, они умели общаться с этой частью Мироздания, зная определенные ритуалы для осуществления этих контактов. Но в то же время традиционные общества Западной Сибири опасались общения с чужими или враждебными духами и поэтому, как свидетельствуют раскопки, а так же скопления мегалитов, свои контакты они совершали в специальных тотемических центрах, с особой родовой энергетикой.
Например, отдельные черты такого рода церемоний можно усмотреть в ритуалах Медвежьего праздника.
Любопытно, что данный праздник существовал не только у народов Сибири, но и у народов Северной Америки и с очень похожей церемонией.
У Обских угров медведь считался одним из дуальных предков фратрии (группы родов). Считалось, что после своего высвобождения дух медведя покровительствуя роду, дает свою духовную силу и люди становятся храбрее.
Одной из задач обряда было извинение перед духом медведя за причиненную животному гибель. И прославление его песнями, обрядами и пиром с поеданием мяса медведя. Кости же медведя не разрешалось ломать или рубить, и они часто захоранивались в специально отведенном месте. А череп медведя иногда вывешивался на дерево. К примеру, известно, что на реке Казыме, его хранили надетым на пень.
В дальнейшем же проводились различные соревнования, игрались актерские сценки, рассказывающие о встречах с духами рек, гор, лесов. Люди наряжались в шкуры медведя и других животных. И в этой ряженной пантомиме подражали поведению животной ипостаси духов.