Вчера в блогах, у Анны Радченко, в частности, мы обсуждали вопросы социальной справедливости. Я высказал точку зрения, что без кардинального изменения общественного сознания и работы по воспитанию целых поколений людей с новым мировоззрением, и без широкой революции низов, в этом вопросе ни о какой социальной справедливости при настоящем состоянии общества говорить не приходится. Любая идея будет воспринята как утопия. А само мировое сообщество будет напоминать умирающего, целенаправленно и бодрым еще маршем идущего к своей могиле. И обещал написать пост на эту тему.
На это свое мнение по вопросу, я часто получаю возражения, смысл которых: «ну будет другая несправедливая справедливость, пробовали однажды». Либо, что при социальном распределении общество всегда будет исходить из философии минимумов и максимумов, в лучшем случае пытаясь их «справедливо» фиксировать возле некоторых величин. Такова природа человека и каждый человек обладает разными талантами и возможностями.
Так вот хотелось бы ответить – не пробовали мы однажды, но когда-то очень давно, в забытой истории от этого ушли. А философия минимумов и максимумов присуща не человеку, но общественному сознанию и исключительно в его настоящем качестве. Изменяя это качество, мы можем изменить и общественное сознание, которое будет воспринимать такое положение не как природную данность. Но как дикое состояние первобытного человека.
Сами же по себе принципы общественной справедливости крайне просты, если говорить о распределении материальных благ, то сильнейший – получает последним. А в первую очередь общенародные блага получает его будущее, которое еще только взошло и требует заботы – это конечно дети и молодые семьи. Имеющие же общественное признание люди и так наделены и властью и всем необходимым, чтобы жить и трудиться на благо общества, а не на свой карман. При этом излишнее потребление и тяга к материальным благам должны вызывать в обществе презрение и непонимание, а не быть культом или служить символом преуспевающего человека. И провоцировать всеобщее к себе стремление. Это кажется нам, людям современности недостижимой утопий, но на самом деле должное воспитание всего нескольких поколений легко может перевести это из разряда утопии в разряд состоявшегося факта. Каждый человек сам по себе, лишь индивидуальное зеркало общественного мировоззрения и не более того.
Если говорить о справедливых отношениях между конкретными люди, то они должны состоять из приоритета посвящения себя другому и другим, а не использования их в своих нуждах и на свое благо.
Вот собственно модель справедливого общества. И она реализуема на самом деле двумя путями. Либо путем всенародной воли в стремлении к такому порядку. Либо путем катастрофы и возвращению обратно в пещеры, где сами обстоятельства заставят выживать человечество именно по принципам такой справедливости. И другой-то альтернативы по моему мнению нет. Весь вопрос в том, какой путь мы избираем.