2013/06/10 13:24:34
Нужно написать о массе всего, но масса эта велика, а мысли разбегаются, потому что ну что это такое, ну я же не особо как "Дон Карлоса" люблю, ну что за нафиг.
Так, это отставить пока, об этом дальше ;) Пока порадуемся за "Пиппина":

Естественно, я болел за Фосси, хотя пусть мистеру Манну и миссис д'Амбуаз тоже будет, мне не жалко ;))
Там же на Тони выступал и "Фантик", причём !внезапно было решено не вытаскивать снова Рамина и Сьерру, а выпустить реальный каст: Петера Ёбака и Саманту Хилл. Посмотреть можно здесь; ну, зато справедливо, чё. Да и формат не тот, чтобы Судить.


Послушал и не раз такую запись "ДДж": за пультом Незе-Сеген, дО Вильясон, ДДж д'Арканджело, Лепорелло Пизарони, дА Дамрау, дЭ ди Донато.
Запись живая, поэтому известные баги можно списать на то, что у всех бывают неудачные дни; кроме того, это спектакль, у которого был видеоряд, то есть не всё происходящее рассчитано на восприятие только ушами. That being said, Незе-Сеген меня скорее порадовал, но "объективно", мне кажется, он неправ.
Его "ДДж" начинается с увертюры о безысходности. Здесь нет зловещих предзнаменований, это фактически речь на могиле; как положено, усопшего поминают словом преимущественно добрым и иногда даже шутят, но все всё равно стоят в чоррных костюмах и смотрят в пол.
Зачем давать такой, ээ, спойлер, и почему недостаточно того, что в увертюре есть и так, я не знаю; тем более, что весь второй акт вообще проходит крайне депрессивно, а шутки-прибауткт ДДж идут по статье "странные праздники, знобит что-то от этого веселья".
Здесь на эффект работает ещё и неожиданно глухо звучащий д'Арканджело; блеска в голосе нет, получается такой унылый гул даже в казалось бы весёленько-задорные моменты. На женщин он скорее давит (поневоле вспоминаются слова Байдаркарян о reign of terror), обольщением занимается для собственного и более ничего удовольствия.
У меня осталось впечатление, что местами Ильди без особого успеха пытается работать под Сьепи, только Сьепи-то брал мощью и задором, а здесь фейл по обоим пунктам. Человек идёт на смерть по головам женщин.
А что же женщины? Не подошла мне ди Донато; я не понял, про что эта донна Эльвира, кроме чем про попеть. Это на самделе логично, потому что к такому дону Дж не приложишь ни брак, ни спасение души, но очень досадно. Я слышал её в этой партии у Замбелло, и именно благодаря ей впервые обратил внимание на то, до какой степени сильные изменения претерпевает донна Эльвира на протяжении этой истории (там на эффект работают ещё костюмы: в первом акте дЭ бегает с двустволкой; во втором переоблачается в небесно-голубое платье; в финале является в белом). Здесь ничего такого, просто темпераментная дама. Впрочем, зато как поёт ;)
У Церлины необычная Vedrai carino, и это примерно всё, что я могу о не сказать. (А Мазетто прилагается к ней не первой свежести; и это довольно интересная идея – они работают именно в паре, бойкая соблазнительная девица и её недотёпа-жених из старых холостяков.)
Донна Анна... странная. Дамрау напомнила мне здесь вагнеровских героинь гораздо больше, чем кого бы то ни было ещё. Она и ведёт себя как-то очень по-скандинавски: приоритетно мстит за отца, а остальное по боку. С этой ли целью она придаёт голосу резкозть (в других партиях я её скорее не помню), не знаю; выходит, однако, ещё и занятный контраст с очень мягким доном Оттавио, у которого в Dalla sua pace внезапно пррррорррывается какой-то мальчишеский геррроизм – кажется, он в юности не наигрался.
Собственно, вот. Лука прекрасен от и до. Лепорелло звучит очень свежо; как будто бы слышишь всё это в первый раз. Порадовало, как он хихикает в конце "Мадамины"; очень порадовало, как он строит патрона (va tutto male!) и как от души развешивает при этом уши на все его телеги о верности и дамах.
Финал тоже фактически делается комментариями и реакциями Лепорелло: первый случай на моей памяти, когда замечание Лепорелло о донне Эльвире важнее самого прихода донны Эльвиры.
Итого: послушал много раз с удовольствием, переслушивать буду, но запись, скажем так, на любителя. В моё случае на любителя Луки, ага ;)


Думаете, я только слушал "ДДж"? Да нет, я знаю, не думаете, вы давно ко мне привыкли, ага. Так вот: я наконец-то посмослушал спектакль Юргена Флимма. Вообще я был дофига о нём наслышан (привет, sorcinoГера), да и вообще are you kiddin' me? Может ли быть плохим спектакль с таким составом: Полгар – Лепорелло, Бартоли – донна Эльвира, Гилфри – дон Джованни? А если Арнонкур ещё за пультом?
Ну скажем так: снимаю шляпу и молчу.
В спектакле, безусловно, и для меня есть замечательные моменты. Яростная, как Фурия, донна Эльвира доставляет сама по себе. Просто видеть dolci manini Бартоли в Ah che mi dici mai – уже наслаждение. А как она прекрасно прибегает на ужин! А как замечательно оттаскивает Церлину от дона Дж!
В общем, сами понимаете, ангел музыки и всё такое.

(Правда, кстати, у меня возникли некоторые вопросы (снимаю шляпу и молчу!) по поводу того, что и как именно она поёт в частности и в этой арии, в частности и в Taci ingiusto core.)
Очень нежный Арнонкур вытащил из Моцарта всё мыслимое и некоторое количество немыслимого барокко. Отдельно мне понравился клавесин, который какой-то ну очень уж клавесинистый, и очень человеческие темпы, благодаря которым Fin h'an dal vino не превращается в спорт (но об этом ниже), а речетативы – в скороговорки. Это, однако, никак, ну совершенно никак не вяжется с картинкой, где костюмы нарочито не про то (но об этом тоже ниже) и персонажи очень по-современному себя ведут – второй раз подряд Арнонкур оказался с режиссёром из разных переводов, и это есть очень большое жаль (оба раза я думаю, что Арнонкур придумал круче).
Дальше пара слов о багах.
Гилфри разочаровал чудовищно! Пару раз (ладно, не пару) мне посмело показаться, что он фальши не держит тональность (снимаю шляпу и молчу); с темпами были какие-то загадочные приключения (не видно Арнонкура?), но самые неприятные приключения были с в усмерть изжёванным текстом (особенно в Fin h'an dal vino, где он ещё изрядно обогнал оркестр неясно из каких соображений).
Это при том, что его Deh vieni alla finestra была примерно лучшей, что я когда-либо слышал:

(naleНаташа, смотри, какая девушка!)
Кстати ещё о "не видно дирижёра": все как один Очень Странно Вступали, но особенно вот Гилфри, Бартоли и Полгар. Подозреваю, там какая-то объективная была проблема, не могли же они все втроём демонстративно бойкотировать человека с палкой, да ещё и себе в ущерб.
Ну вот; теперь о самом спектакле.
Спектаклей на самом деле не один, а два; они вставлены друг в друга, как мне представляется, не очень органично, но сами по себе оба очень занятные. В первом живут донна Анна и дон Оттавио, во втором – остальные.
Дон Оттавио (Сакка) ходит в наряде, в котором мы привыкли видеть героя совсем другого романа, namely кавалера Каварадосси. В начале первого акта рабочий халат дО и постоянно присутствующие на сцене рабочие леса скорее озадачивают, но потом мы наконец-то видим художника в мастерской, и видим его бесконечные наброски для статуи Командора. То есть, внимание: вот кто изваял эту ходячую статую. Кто ещё скажет, что дО плохо мстит за невесту? Ха-ха.
Собственно, это самый большой (и для меня, в общем, единственный) вин постановки. Идея отличная и прекрасно реализованная: эскизы и мастерскую мы видим уже после того, как ДДж поговорил с Командором.
Донна Анна (Рэй) ведёт себя тоже как натуральная Тоска: то руки заламывает, то молится, то отталкивает возлюбленного, то от души мирится. Нунизнайу. Парочкой они хорошо зашли, но явно проездом с другой игры, чем все остальные.
Собственно, обо всех остальных. Спектакль – о ролёвке по любимому голливудскому фильму. Незадача в том, что фильм этически неверно кончается – там ГГ, товарищ сомнительный, в финале торжествует и целует очередную девушку на фоне заката. Не труЪ.
Поэтому толпа народу шьётся, как может – кто делает б-м аутентичные прикиды, но из современных тканей; кто "объявляет" шапку шляпой а бэг "ну просто сумкой"; кто (дО и дА, собственно) просто заезжает в том, в чём обычно ездит на игры.
Судя по всему, ДДж здесь – играющий мастер. (Отчасти поэтому ему хорошо удаются сцены, на сюжет не влияющие, типа той же Deh vieni, и не очень хорошо – всё прочее; не может же он мешать игрокам решать квест.) В его обязанности, соответственно, входит прежде всего быть тем, кого в конце все низвергнут и осудят, и он вполне старается. Замечательный голос Гилфри здесь очень на руку: соблазняет он именно голосом, а не тем, что именно этим голосом говорит.
Бонус: Церлина и Мазетто. Не знаю, не стоит ли считать их историю ещё третьим спектаклем. Эта до предела комическая парочка на самом деле очень несмешная. Мазетто появляется пьяненьким на собственной свадьбе и с тех пор не просыхает; Церлина пытается шутками-прибаутками разнообразить тяжёлую женскую долю, но разнообразить жизнь с мужем-алкоголиком, прямо скажем, непросто. Её попытка вырваться за счёт другого мужчины, естественно, оказывается наудачной; так же естественно, что попытка такая ровно одна и в самые первые моменты брака потом-то уж чего, сохранить любой ценой, batti batti.
С другой стороны невесёлая жизнь у Мазетто: с женой, которую гораздо больше интересует секс, чем что бы то ни было ещё. Очень весёлая Vedrai carino, на протяжении которой Церлина никак не помогает избитому мужу, зато регулярно доставляет ему неудобства, довольно много говорит о характере её любви к мужу.
Итого: посмотрел с большим интересом, послушал с некоторым недоумением. Не уверен, что буду смослушать ещё, но один раз пережить этот спектакль, мне кажется, нужно для полноты картины. И ради прекрасной Deh vieni alla finestra, ага.


Отвлечёмся на минуточку от "Донов": в субботу мы сходили в церковь св. Екатерины послушать Бриттена. Попали мы только на "Реку Кёрли" – потом оказались слабы духом ;)
Однако скажу вот что. Я не то чтобы не люблю Бриттена, я, скажем, недостаточно просветлённый. Мне интересно, но не Нравится; игры ума сколько угодно, для души нуль. То же самое, в общем, могу сказать и про театр Но: на пике увлечения Японией мне было прикольно и любопытно, но в том ключе любопытно, в котором можно читать учебник, а не романчег.
И вот !внезапно: "Река Кёрли" совершенно неописуемо крута и совершенно неописуемо берёт за душу.
Этот антидостоверный театр, тени на стене, монахи со свечами, европейские инструменты, которые звучат, как японские, история, в большей мере имеющая нравоучительную ценность, чем являющаяся личной трагедией – всё это сложилось в какую-то невероятную, космическую реальность, яркую и очень личную. Это не то психопрактика, не то трип – совсем другой мир с другими законами и другими коммутациями между понятиями и событиями, маленькая дверь в стене.
В общем, большой ошибкой было не ходить в разные дни: больше одного такого спектакля подряд я выдержать не могу, у меня воспринималка выдаёт синий экран. Но было ах как круто.


Третья часть марлезонского балета – "Дон Карлос", вот такой:
За пультом Ашер Фиш, Баварская опера, 2012 год; Рене Папе, Аня Хартерос, Йонас Кауфманн; в роли Карла Хальварсон, в роли Позы Боаз Дэниэл; режиссёр Юрген Розе

Начну сразу с хорошего и прекрасного.
Всё, что делает Аня Хартерос, божественно. Всё, что делает Хартерос в этой роли, божественно вдвойне, потому что на сцене есть настоящая королева. Потому что понятно, как можно влюбиться в неё с первого взгляда и навсегда. Потому что понятно, что для сколь угодно серьёзного и психически здорового человека эта любовь была бы невыносима. Потому что в ней нельзя усомниться, но невозможно выносить, если она не твоя. Это с одной стороны. С другой стороны эта вот её стать, этот царственный, и при этом чуть наивный взгляд не делают её святой. Они делают её именно королевой и дочерью своей матери. Когда она пришла к мужу в ночной рубашке за справедливостью, поприжималась к нелюбимому и зарёванному (что явно не укрылось от её взора) супругу, а потом ещё и упала в обморок на мягкое – о, я апладирую стоя! Так можно не то что до бессонницы довести, ага. С третьей стороны – спектакль про неё. (Спойлер) в финале это подтверждает, но и до того понятно, что это не женщина-повод, а женщина-центр. Это не деятели-мужчины к ней влекутся, это она их влечёт; вокруг неё вертится этот sick sad world, это её ад, но и она же им правит.
Очень понравился Кауфманн. С вокалом наверху есть нюансы, но я очень быстро перестал вообще на что бы то ни было жаловаться. Карлос постоянно Страдает, но замечательно, что при этом он не жалок. Это то самое, чего я недавно просил у bruenn_gildaНарлот: чтобы был человек немощный телесно, но сильный духом настолько, что немощь эта преодолевается. (Правда, некоторой багой для меня стала, ха-ха, недостаточная Идейность Карлоса: он больше про Как Правильно Жить, чем про Давайте Спасём Фландрию, поэтому гештальт не закрыт.)
Приятно удивил Папе. Жаль, что в нём совсем нет ничего царственного (или я не могу его так воспринимать; но мне показалось, что бага не во внешности, а во фразировке и интонациях всё-таки); однако мне очень, очень понравилась эта история про отца и сына, и плач по Родриго (хотя ему по праву нужно бы присуждать отдельный пункт, потому что это было офигеть как аще) меня тронул-архитронул просто.
Что мне опять не подошло – так это очередное превращение эпика в Личную Историю. Меня не надо никак дополнительно разволить, чтобы я пожалел со всех сторон несчастного дядю Филю, потому что дядя Филя вполне объективно со всех сторон несчастный. Напротив, мне хотелось бы, чтобы в спектакле было многое помимо того, как он страдает из-за неудачного сына, неудачной жены, неудачного друга и неудачного государства. То же и о Карлосе, то же и о Позе. Масштаба хочется, размаха, эпического полотна, войны и мира.
Что мне не подошло совсем – это Чаадаев в роли Позы. То есть не Чаадаев, а не знаю даже кто. Сначала там было хождение в народ, а потом какое-то откровенное двуличие и мелкие провокации. Перчатки эти ещё дурацкие. Тьфу. Из-за такого Позы, конечно, Филиппа только ещё жальче, но э.
Итого? Итого – придётся продолжать "Карлосов" смотреть, чё.


Ффсё. Про аудио "Карлосов" в другой раз.
0 посетителей, 41 комментарий, 0 ссылок, за 24 часа