2012/11/22 09:58:59



Я решил написать серию статей по видео съемке для начинающих по нескольким причинам.

Во первых. Все начинающие наступают на одни и те же грабли. Одни и те же вопросы в почту, одни и те же ошибки на видео, которое просят «оценить и прокомментировать».

Во вторых я уже пол года не могу выкроить время на учебный курс DoctorFilm, и мне стыдно перед теми, кого я обнадеживаю фразой «курсы обязательно будут...», а курсов все нет и нет. Пусть для них это будет маленькой компенсацией.
В третьих. Я действительно уверен, что «готовить может каждый», как сказал Шеф повар Гюсто в мультфильме Рататуй. Для этого не обязательно иметь какой то особенный талант, образование или дорогую аппаратуру.

Итак начнем.....

Вступление.

Ещё недавно видеопроизводство было закрытой областью для простого любителя: дорогостоящая аппаратура, высокие трудозатраты и сложность монтажа... Мир изменился, теперь у нас есть интернет и цифровое видео. Достаточно иметь телефон с видеокамерой, простейшие навыки монтажа на компьютере и выход в интернет и вот уже твое видео на youtube или vimeo. Его могут увидеть миллионы.... Но, вот беда, его НИКТО НЕ СМОТРИТ!!!
- Почему? В чем дело?
- Отвечаю. Потому что видео стало слишком много. И теперь недостаточно просто снять видео, нужно снять видео, которое будет интересным, динамичным и живым.
Вот об этом мы и поговорим с вами.

Хочу предупредить сразу. Я НЕ БУДУ описывать техническую сторону видеосьемки. Те, кто считает, что я сейчас дам «волшебные рецепты» по размеру диафрагмы, цветокоррекции и техническим приспособлениям могут дальше не читать... Я попытаюсь описать БАЗОВЫЕ принципы видеосъемки, которые  составляют основу любого успешного продукта. И отсутсвие которых не смогут компенсировать тысячи книжек и статей про техническую сторону вопроса.



Часть 1 (Подготовка.)

«Сражения выигрываются ещё до их начала.»
В ваших руках оказывается видеокамера, iPhone или даже «зеркалка» с возможностью видеосъемки. И вы, ощутив прилив творческого энтузиазма, начинаете снимать, причем всё подряд... Сняв несколько гигабайт материала, вы потратите несколько долгих вечеров или ночей, чтобы смонтировать свой первый (второй, третий...) Фильм. Соберете всех друзей у себя на «рюмку чая», чтобы продемонстрировать им свой шедевр. И как неприятно будете удивлены, когда ваши друзья начнут зевать и отвлекаться на 3-ей минуте просмотра... А почему?

Всё просто. Фильм получился очень длинным, затянутым и неинтересным, вы вставили в него всё, что по вашему мнению казалось вам интересным. Поздравляю. Вы допустили первую и самую главную ошибку. Вы не задали себе вопрос:
«Для кого вы снимаете фильм?»




Вы когда-нибудь смотрели школьный выпускной своих младших братьев или юбилей своей тёти, снятый вашими любимыми мамой или папой? Снято всё скрупулезно, много и с Любовью. Замечали, что при просмотре первых 10 минут (из полностью заснятой часовой кассеты) вас начинает клонить в сон и срочно хочется куда-то улизнуть? Пусть даже в кадре мелькают знакомые лица, и всё происходящее вроде бы вас тоже как-то касается. Но «героически» осилив всю кассету, вряд ли вы будете пересматривать этот «шедевр» ещё раз,  не говоря уже о посторонних людях.

Кассета уйдет в «семейный архив» и, скорее всего, будет выброшена на помойку вашими детьми или внуками, как бесполезный хлам.
Чтобы ваше творение не постигла та же участь, придется ответить себе на самый главный вопрос: Для кого вы снимаете фильм?

Не смотря на простоту – это самый важный вопрос. Вы должны себе ответить на на него, честно, "без скидок" и до начала съемки. И когда в процессе планирования, съемки, разработки идеи, монтажа.... возникает вопрос: снимать - не снимать, делать - не делать, «оставить или выкинуть», вы должны поставить себя на место зрителя (Для кого вы снимаете фильм) и за него ответить «Будет ли ему этот кадр ценен, интересен?». Ответ на этот вопрос позволит вам видеть перед собой конечную цель и не распыляться на мелочи. 

Итак, мы определились для кого мы будем снимать. После этого не спешите хватать в руки камеру. А лучше возьмите лист бумаги и карандаш. И набросайте себе...

«План съемки.»


Золотое правило гласит: «все гениальные идеи – это результат нарушения, плана, а не четкого следования ему.»

Но нельзя всё время рассчитывать на кураж, уникальность момента и "творческое озарение". Поэтому план должен быть всегда. Насколько подробным и детальным будет план съемки, настолько меньше времени вы потратите на съемку и монтаж. А уж нарушать его или нет, вы решите во время съемки самостоятельно.
Профессиональные операторы и режиссеры не просто расписывают план, они рисуют каждый эпизод на бумаге, а только потом его снимают. Это называется раскадровкой.
Для вас же достаточно просто распланировать своё время.

Типовой план для простейшего репортажного видео выглядит так.
1) Идентифицировать происходящее. Что, Где, Когда? Происходит в видео.
1*) Заинтриговать. (если идентификация не важна, то можно ей пренебречь)
2) Показать действие.
3) Логично завершить.

В качестве примера: "вы планируете заснять какие то любительские соревнования?"

Простейшая последовательность вашего видео будет следующей:
- Показать мини-интервью у участников, судей и тренеров, чтобы уже во вступлении было понятно, о чем фильм, и что будет в дальнейшем происходить на экране.
- Показать подготовку. Как участники надевают экипировку, волнуются, готовятся.
- Показать соревнование.
- Завершить ролик мини-интервью с впечатлениями участников. Или показать эмоции после завершения выступления на награждении.

Используя этот план, можно подготовиться к съемке заранее. Например, попросить нескольких участников приехать пораньше, чтобы интервью брать не в спешке, и заранее подготовить вопросы. Можно поговорить с Организаторами, какие дисциплины и в какой последовательности планируются и на каких площадках, чтобы заранее выбрать точки съемки и расписать время съемок на каждой площадке и т. д...

Уже из плана вы можете увидеть, что какие-то эпизоды будут Постановочными, а какие-то Репортажными...

И точно будет не лишним Узнать как можно больше об объекте съемки...

      
 «Узнать как можно больше об объекте съемки!»


Изучите заранее область, в который вы собираетесь снимать. Чем больше вы о ней знаете, тем больше вероятность того, что вам в голову придет великолепная идея, что лучше показать зрителю. Вы не будете «плавать» в терминологии. И сразу поймете, какие моменты процесса являются самыми зрелищными и на них надо потратить больше сил и времени. Это касается любой области, от соревнований по прыжкам на сноуборде, до выпускного вечера вашего племянника.
Ну вот, теперь у нас в голове есть план и куча идей. Осталось только...

«Проверить оборудование.»

Примите как факт, что Вы будете много, очень много перемещаться во время съемки, даже если площадка съемки 10 на 10 метров, персонажи тоже не будут стоять на месте, поэтому камера всегда должна быть под рукой, а всё остальное должно быть в боевой готовности, но не мешать.
Запасные заряженные аккумуляторы, чистый объектив, запасные флешки. Обо всём этом следует позаботиться заранее.
Сумка или рюкзак должны быть максимально удобными и не стеснять движения.
Не забывайте про защитные насадки на объектив. При съемке в движении это защитит объектив от пыли, влаги и возможных проблем при падении. А вам позволит быть более смелыми в выборе точек съемки и ракурсов.
Можно приступать. Вы добрались до места съемки. Достали из сумки камеру, включили кнопку “On” и вот тут вас подстерегает вторая главная ошибка начинающего оператора

Продолжение следует...



990 посетителей, 0 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа