2012/10/03 12:08:16
Печален конец романа "Доктор Живаго" Бориса Пастернака. Самое печальное, на мой взгляд, вот эти мысли Юрия: "Дорогие друзья, о как безнадёжно ординарны вы и круг, который вы представляете, и блеск и искусство ваших любимых имён и авторитетов. Единственное живое и яркое в вас, это то, что вы жили в одно время со мной и меня знали."

Грустно читать эти слова. В них какое-то мелочное, поверхностное высокомерие интеллектуального нарцисса.
Мог ли так думать Юрий Живаго? Ну, предположим, он мог осознавать, что люди его круга пафосны, неумны и "не знают, что бедствие среднего вкуса хуже бедствия безвкусицы". Он мог скучать в их обществе, тяготиться ими, но думать, что "единственное живое и яркое в вас, это то, что вы меня знали..." Это перебор. Это слишком глупо для Живаго.
Я всегда спотыкаюсь об эти строки. Они совершенно не вяжутся у меня с образом Живаго - тонкого, умного, очень естественного и нефальшивого человека.
Что стоит за этими его словами? Он деградировал до высокомерия? Он устал жить настолько, что защищается от жизни и от людей соображениями о том, что они не доросли до его башни из слоновой кости?

Неужели сам Пастернак был так высокомерен? Понятно, что он не мог не быть нарциссом, ибо разве можно писать, не восхищаясь собой и не считая себя избранным?
Но Живаго... Он был совсем другим. Он был человеком среди людей. Простым и грустным человеком. А значит Пастернак сфальшивил, страшно сфальшивил, приписав Юрию свои мысли:"единственное живое и яркое в вас, это то, что вы меня знали".
30 посетителей, 29 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа