2012/09/30 23:49:05
My dear friends and guests!
В последнее время было совсем не до истории моды. К тому же, тема, за которую я взялась, не из легких, и на подготовку материала ушло много времени. Платья периода 1822-1829 гг. очень разнообразны, и в их конструкции разобраться еще сложнее, чем в конструкции платьев ампирных. Многие описания противоречат друг другу, очень тяжело подобрать подходящие иллюстрации нужных лет. Разными терминами называют одно и то же явление, или же разница столь незначительна, что так просто ее не выявить. Одним словом, я по уши увязла в типах лифов и рукавов этих платьев. Поэтому сразу оговорюсь, что этот пост не предоставляет полной информации о моде указанного периода.
Я ориентировалась на самые авторитетные источники и на несколько словарей, но с иллюстрациями "в стране гугле напряженка")) К тому же, в жж нынче очень плохо работает фотохостинг, так что картинок, увы, будет мало.

Итак, период с 1822 по 1829 гг. демонстрирует переход от остатков классического стиля, который уже стал традиционным, к расцвету готики, совершенно романтической по своему духу. Пристрастие к классическим деталям отчасти сохраняется, «галло-греческий» лиф является компромиссом между противоположными стилями, наиболее яркие образчики которого появляются в ранние тридцатые.

LACMA-1830 dress
1830



1823 и 1824 гг. представляют из себя занятное колебание между стилями, но в 1824 году линия талии окончательно спускается вниз, а вместе с этим стремительно расширяется юбка, треугольная форма которой становится ключевым элементом костюма. В следующем году появляются заостренные лифы. Расширение юбки требовало большего количества клиньев, до тех пор, пока в 1828 году не понадобилось закладывать складки, чтобы справляться с тяжелой массой ткани.

Ширина плечевой линии также увеличивалась, постоянно и неуклонно. Размер верхнего рукава рос. Так, в 1825 году, уже появляются рукава «жиго», а в следующем году полужиго и жиго становятся совершенно обычными. В 1827 г. рукав жиго настолько увеличился, что стал требовать специального поддерживающего каркаса из китового уса. В 1829 г. рукава imbecile, Mameluke, Donna Maria напоминали воздушные шары, в два раза большие по объему, чем торс.
h2_1992.365_1987.238
На фото конструкции для сохранения формы рукавов.
1820s gigot sleeve down pads-Green auction-c
1820 г. Подушечки для поддержания формы рукавов-жиго.

Затягивание в корсет, все более и более тугое, было призвано подчеркивать этот контраст, увеличивающийся за счет пелерины, спадавшей с плеч.

В конце периода невероятно широкие шляпы по форме напоминали перевернутый треугольник, державшийся на шее, в то время как лиф представлял из себя еще один перевернутый треугольник, покоившийся на треугольной же юбке. Все три подчеркивались горизонтальными линиями вышивки вдоль плеч и по низу юбки.
1827-eveningdress-walkingdress
1827 г.

Отделка становилась все более готической. В 1829 году женский наряд был наполнен цветочными мотивами, шляпы отделывались разноцветными лентами. Трансформация классической формы полностью завершилась.

Как и все переходные периоды искусства, этот демонстрировал забавные колебания и эксперименты до тех пор, пока новая мода не установилась окончательно и не приобрела завершенную форму. Многие тенденции черпали из французской моды. Двадцатые годы XIX в. были тем временем, когда англичанки охотно заимствовали последние моды из Франции, новизна поездок туда была ни с чем не сравнима после войн, и бесчисленные английские матроны приезжали их Парижа с самыми актуальными новинками.

В указанный период лиф почти что всегда приторочен к юбке, хотя иногда встречаются раздельные лиф и юбка для дневных платьев (в этом случае юбка держалась на помочах на плечах). Дневные лифы имеют хлопковую подкладку, иногда даже отдельный нижний лиф на пуговицах.
Вечерние платья изнутри отделываются подкладочным шелком.  
Дневные юбки имеют подкладку из silesia (тонкая гладкая льняная или хлопковая ткань саржевого переплетения), вечерние – либо без подкладки, либо с подкладкой из шелкового муслина.
Прогулочные платья-пелиссы (pelisse-robe) имели хлопковую подкладку, за исключением мест соприкосновения с выступающими частями корсета, где могло образовываться трение. В этих местах подкладка была из silesia.

Ватные валики по краю подола редки после 1828 г.

196680708696100334_DlyYSNAd_f
1825-30. Платье с валиком по низу подола.

Иногда в дневных платьях были прорези для карманов, но сами карманы по-прежнему носились на лентах, завязывавшихся вокруг талии, они не были вшивными.

Что касается застежек, то использовались, во-первых, медные самодельные крючки и петли.
1643a1643c1643j
Дневное хлопковое платье, ок. 1830. Хорошо видна подкладка из хлопка и латунные крючки.

К концу десятилетия они частенько делаются из медной проволоки. Пелиссы и плащи застегиваются на позолоченные barrel-snaps. В ходу самодельные, обтянутые хлопком, пуговицы, а также перламутровые пуговицы. Вечерние платья делаются со шнуровкой сзади. Широкие рукава типа imbecile имели внутри ленты, к которым прикреплялась конструкция из ваты, напоминавшая полумесяц, чтобы сохранять форму.

Дневные платья можно разделить на два вида:
1) Платье-пелисс.
Произошло из верхней одежды – пелисса. Часто застегивалось спереди с помощью декоративных бантов, за которыми прятались крючки и петли, позже могло быть застегнуто только до уровня колен. Иногда застежка располагалась сбоку.
25-30p
1825-1830

2) The Round Dress.
Классифицируется по видам лифа, которых было три типа.

2.1. Простой high* или half-high** лиф (с клиньями и вытачками).
А) Лиф en blouse
Б) Лиф à l’enfant. Half-high, горловина на кулиске.
В) Лиф en coeur.
Г) Лиф, застегивающийся спереди, прилегающий.
Д) Лиф à la vierge. Half-high, или low с квадратным вырезом, со сборками или узкими складками, спускавшимися к талии. Без кулиски.

2.2. Драпирующийся лиф.
А) Лиф en gerbe. Передняя часть уложена складками, отходящими радиально от плеч к талии.
Б) Лиф Circassienne, со складками, спускавшимися от плеч и перекрещивающимися на талии.
1827 circassienne
1827 г. Лиф Circassienne.

В) Лиф à la Sevigné. Складки были заложены почти горизонтально и разделялись пополам центральной косточкой, спускавшейся к талии.
Г) Лиф à la Roxalane, очень похожий на предыдущий, но складки были под более острым углом по отношению к центральной плашке.
Д) Лиф à l’Edith, нечто среднее между двумя предыдущими.
Е) Лиф à la Polonaise с перекрещивающимися складками. Складки были заложены таким образом, что правая сторона была виднее левой (сильный нахлест).

2.3. Лиф с отделкой, спускавшейся с плеч к талии.
А) Галло-греческий лиф. Отделка узкая и плоская и не сходится на талии.
А.1) Лиф stomacher. Широкая V на лифе, сформированная за счет "pelerine lappels" со складками в центре, сверху могла быть оборка.
А. 2) Англо-греческий лиф с fichu-robings (узкая отделка, иногда кружевная, с зубчиками, не очень пышная (присборенная)). C широкими отворотами, придававшими дополнительную ширину груди.

Рассмотрим картинки из World of Fashion за 1829 г., чтобы хоть немного разобраться в разновидностях лифов.
wof1829-04
1. Русские вариации на тему))
2. Прогулочное белое перкалевое платье с оборкой из белого расшитого муслина с кашемировой полосатой накидкой.
3. Утреннее розовое платье с застежкой на розы-банты того же цвета, лиф à la Roxelane (до половины). Рукава жиго.
wof1829-05
1. Обеденное платье голубого шелка, рукава à la Marie.
2. Вечернее платье для знатной дамы с отделкой белоснежным горностаем из белого шелка. Рукава à la Amadis.
wof1829-06
1. Проуглочное платье-пелисс с лифом en gerbe и бантом сбоку.
2. Вечернее платье с лифом à la Sevigné, с брошью на лифе и с драпировкой.
wof1829-07
1. Вечернее платье с заостренным снизу лифом à l'enfant, с вышивкой с цветочными мотивами. С короткими рукавами, поверх которых надеты длинные рукава à la Mameluke из прозрачного газа, закрепленные на запястьях золотыми браслетами.
2. Прогулочное платье-пелисс, застегивающееся на ремешки, с такой же застежкой на манжетах рукавов-жиго.

Рукав.
Разные типы, все очень пышные. Поверх короткого рукава мог носиться длинный из полупрозрачной ткани (как мы уже видели). С рукавами тоже возникает целый ряд сложностей. Чаще всего встречается тип "жиго". Практически любой пышный рукав этого времени называют "жиго". Найти нормальную картинку, где был бы указан рукав не жиго - очень трудно!

А) Full Sleeve. Пышный у основания, с «фонариком» сверху, часто «вандейковый» (с зубчиками), подбитый ватой или с прорезями, постепенно сужающийся к запястью, заканчивающийся валиком, «вандейковой»  отделкой с внутренней оборкой.
Б) The Marie Sleeve. Широкий по всей длине, но присобранный в нескольких местах с помощью лент. Такой тип рукава использовался и в Вертикальную эпоху. После 1827 г. этот термин используется для обозначения рукава жиго.
В) Полужиго. Верхняя часть имеет форму перевернутого конуса, рукав сужается к локтю, на запястье манжет, прикрывавший руку (à la Amadis).
Г) Жиго. Очень пышный наверху, сужающийся сразу под локтем.
Д) The Mameluke. Очень пышный рукав, прикрывавший верхнюю часть запястья.
Е) Imbecile. Пышнее, чем последний, до середины запястья, с коротким манжетом.
Ж) Donna Maria. Похожий на предыдущий, но с петлями, придерживавшими рукав в районе локтя и запястья.

Юбка.
Длинная, касавшаяся обуви, но в 1828 году длиной до щиколотки. До этого – клиньевая, после – в складку.
Нижняя часть украшена, ширина отделки постепенно увеличивается и достигает уровня колена, в концу декады самый низ остается без украшения, с отделкой только на уровне колен. Ватный валик обычен в начале, особенно около 1824 г., но в конце периода встречается редко.

Пояс часто застегивается на пряжку.

Цвета – яркие, с предпочтением сложных оттенков.

*High Dress - платье, застегивавшееся под горлом.
**Half-High Dress - платье, почти достигавшее начала шеи.



220 посетителей, 28 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа