2012/03/05 18:04:15
Да, и про прогрессоров, а то мне тут в последнее время пытаются в нос тыкать: вот, ты ж был прогрессор, а теперь за дона Рэбу. Прогрессор из меня, понятно, никакой: как сказано в другой книжке Стругацких, "какой же я терапевт? Я самый обыкновенный пациент." Т.е. я, может, хотел бы и корчил даже из себя, но где уж мне. Однако, штука не во мне, ничтожном, а в том, что прогрессоры-то никаких революций не делали, а если делали, то их за это не хвалили, и даже отнюдь.

Возьмем, к примеру, того же дона Румату. Пока ему страшной личной трагедией башню не сорвало, он, конечно, все время помнил, что он замаскированный бог (что, очевидно, очень сильно снижало уровень его профессиональной компетентности, потому что нимб сиянием взор застилает и на уши давит, слышать мешает) но держал себя в руках, Арату подкармливал в свободное от основной работы время и никаких революций не затевал, кровопролитиев не учинял, а действовал в русле теории малых дел, внедряя, к примеру, носовые платки. Или читая лавочникам "Быть или не быть" в собственном переводе на ируканский. Потому что носовые платки, как и прекрасные стихи, еще не делают феодализм чем-то лучшим, но сильно улучшают жизнь сами по себе, независимо от общественно-политического строя.

Революцию путем слабо продуманного теракта учинял молодой Максим Каммерер - именно потому, что прогрессором не был, а был непрофессионалом, попросту сопляком-недоучкой, страдающим от нетерпения потревоженной совести. Когда же он попал, наконец, под начало к профессионалу, тот, первым делом, спросил его: ты понимаешь, что инфляция? Ты понимаешь, чего натворил? Ты думаешь, этот взрыв нельзя было учинить без тебя? Ты вообще соображаешь, насколько сложная это штука, то общество, которое ты придумал поменять?

Прогрессор - это, понятно, метафора русского интеллигента. Точнее, улучшенная версия русского интеллигента. Не просто воплощенное добро, каковым интеллигенция себя считает, но добро с кулаками. У которого добра, понятно, комплекс вины перед народом и, одновременно, чувство огромного превосходства перед народом. Отчасти оправданное образованием, общей культурой, воспитанием... Но одно дело, когда, ведомый всеми этими вещами - отчасти превосходными, отчасти стыдными, человек занимается просвещением и развивает земства. И совсем другое дело, когда принимается кричать "долой тиранию", при этом отказывая людям, свободу которых, вроде бы, отстаивает, в праве встать с ним вровень и сказать, что они думают о нем самом, о тирании и своих правах.
130 посетителей, 2 комментария, 3 ссылки, за 24 часа