2016/02/24 17:41:55
Меня удивляют современные защитники и печальники простого народа, жившего при царской власти. Часто читаю примерно такие словесные экзерсисы: "Простой народ при царе плохо жил. Крестьяне были бедные и несчастные, неужели их вам не жалко. А ненасытные упыри дворяне, попы и купцы сосали кровь из народа и житья ему не давали..." И всё в таком духе. Люди просто не понимают, о чём они говорят и пишут. Потому что с тем самым простым русским народом из прошлого, которому они сегодня так сочувствуют, они не имеют ничего общего. А как раз с дворянами, попами, купцами, почетными гражданами современный наш человек запросто бы нашел общий язык. Русские дворяне так же, как и многие из нас, учились в школах и институтах, любили читать книги и газеты, вели дневники (как мы сейчас ведем дневники в интернете), они любили музыку, театр и танцы, интересовались наукой, знали иностранные языки. Они ездили по России, многие бывали за границей, чаще всего в Европе. А вот простые люди старой России в большинстве своем нигде дальше своего уездного города не бывали. Если и путешествовали - то по монастырям да святым местам. Разные утонченные занятия и развлечения они не жаловали, потому как - "пустое и грех". Вот и давайте представим: встречается наш современник с тем самым простым народом, о котором он так любит всплакнуть. Это только на картинах и фотографиях русские крестьяне все такие забавные и смирные - потому что как раз дворяне да поповские дети их рисовали и фотографировали. На самом же деле ничего забавного в русских крестьянах не было. Это были люди злые, упрямые и дерзкие. Потому как заниматься земледелием - в постоянной борьбе с нашим жестоким климатом - людям с чувствительной тонкой натурой было бы весьма тяжко. Крестьяне даже на языке другом изъяснялись, совсем не на том, что мы с вами. И вот при гипотетической встрече с нашим современником эти крестьяне что бы с ним сделали? Они сначала попросили бы его перекреститься и прочитать "Отче наш". Видя, что чужак креститься не умеет и молитвы не знает, они бы его избили и бросили бы в канаву к свиньям. В лучшем случае, если бы неподалеку оказался полицейский урядник или другой представитель ненавистной царской власти, всё закончилось бы матерной руганью и разбитыми очками. Господа ненавистники Российской Империи - о чем бы вы стали говорить с крестьянином? О староверии, о житиях святых угодников? Трудно представить. О монастырях? Вы в них не бывали и не жили, монахов вы терпеть не можете. О чем тогда? В земледелии и скотоводстве вы скорее всего ничего не смыслите. Водку вы может и пьете, но драться оглоблями после выпивки не умеете. Крестьянская одежда показалась бы вам дикой и неудобной. Как и весь крестьянский быт. В деревне бы вы не вытерпели и дня, вас бы воротило от всего - от невнятной крестьянской речи, от тьмы кромешной по вечерам, от постной пищи... Между тем, в обществе российского дворянина любой наш образованный современник почувствовал бы себя как дома. Попили бы чаю, поговорили бы о творчестве Антона Павловича Чехова. Заметьте, даже имена у нас с тем простым русским человеком разные. Герасим, Дормидонт или Харлампий - много кого сейчас так зовут? А вот Антон Павлович, Александр Сергеевич и Федор Михайлович - наши люди, близкие и понятные. И с сельским священником из старой России наш современник нашел бы общий язык. Потому что батюшка учился в семинарии в губернском городе, где ему выпускники академий преподавали греческий, латынь и географию. Кстати те священники тоже очень жалели простой народ - свою паству. И купцы отдавали своих детей в реальные училища. Проще сказать, дворяне и попы с купцами - это современные люди. А крестьяне для нас - всё равно что пришельцы с другой планеты, или иначе - наши пещерные предки.
Ниже, для ясности - две фотографии. Слева - последний начальник Вятской губернии, действительный статский советник Николай Андреевич Руднев. По происхождению - поповский сын. Окончил медицинский факультет Московского университета. На второй фотографии - безымянные крестьяне ("вятские типы"), одетые в азямы и обутые в лапти. Объекты пристального интереса этнографов и антропологов. Я прошу читателей журнала подумать и сказать: к кому вы чувствуете большую симпатию? С кем, по вашему мнению, вам было бы легче общаться?

85 посетителей, 86 комментариев, 27 ссылок, за 24 часа