2012/07/25 19:01:14
Этот пост вызван тем, что на несколько моих писем в администрацию края я так и не получил ни одного ответа по данному вопросу. На вчерашней конференции по инновациям с председателем местного отделения "Опоры России"  и с руководителем образовательной программы «Инноватика» из ДВФУ я также не нашел взаимопонимания.
Бумажная копия этого была обращения передана члену Общественной палаты РФ.
Выделю ключевые моменты обращения:
  • на сегодняшний день в крае собралась группа людей, занимающихся возрождением и развитием традиций промыслов и ремесел народов России, которые, объединившись, в состоянии улучшить имидж и туристическую привлекательность Приморского края;
  • люди не просят денег - им нужны всего лишь производственные помещения и законодательная поддержка.
  • Подробнее про помещения: городская администрация Владивостока предлагает помещения, которые не подходят под производство и по неподъёмным расценкам за аренду. Частники отказываются заключать долгосрочную аренду, а без этого заниматься производством нет смысла. Федеральное агентство по управлению имуществом не хочет даже разговаривать по этому вопросу, говорят что у них ничего нет. Агентства по недвижимости только разводят руками. Землю под строительство выбить невозможно.

Хочу подчеркнуть, что эта тема никак не связана ни с рабочей группой по формированию открытого правительства, ни с предстоящими выборами в гор.думу.


В любом цивилизованном государстве есть множество культурных центров, со своим «лицом», оригинальными самобытными традициями, обрядами промыслами и ремеслами. Города, которые вызывают интерес, как у иностранных туристов, так и у соотечественников. В Приморье таких ярких, оригинальных и самобытных городов нет. В ходе общения с туристами, прибывающими на «Принцессах», выяснилось, что абсолютное большинство интуристов из русского быта знают только водку, борщ, матрёшку и шапку-ушанку, но очень хотели бы узнать больше о народной культуре. К сожалению, во Владивостоке с народной культурой они могут познакомиться только в Приморском государственном объединенном музее имени Арсеньева, где много лет не меняется экспозиция, а экспонаты «вяло размазаны тонким слоем» на большой площади. Так же в Приморье практически невозможно приобрести оригинальные местные сувениры, из-за отсутствия таковых , ведь мастерам негде реализовывать свою продукцию, а туристам, соответственно, негде её покупать. Зато в избытке различные ракушки из Таиланда и магнитики из Китая.

Отсутствие у туристов возможности ознакомиться с народной культурой и ремеслами сильно снижает туристическую привлекательность и портит имидж Приморского края в глазах его гостей. Совершенно не спасают ситуацию усилия энтузиастов, возрождающих традиции народных промыслов и ремесел, безвозмездно участвующих в городских, краевых и федеральных культурно-массовых мероприятиях, таких как Сабантуй, Дни латиноамериканской культуры, Дни мира на Тихом океане, День города и т.п. Так как такие мероприятия разовые, ремесленников на них ставят в самый дальний угол, а в мастерские, арендованные на руинах советских производств, с договором аренды сроком на 1 год, не то, что интуристов пригласить, но и самим порой заходить страшно. А ведь проводимые на подобных мероприятиях мастер-классы не только возможность показа своих способностей, но и повышение уровня общей культуры, участвующих в них зрителей и воспитание, особенно у молодежи уважения к творческому труду и его результатам.

Одной из важнейших составляющих туристического потенциала города является наличие в нем мастерских народных промыслов и ремесел, которые ярко демонстрируют культуру и традиции России. На сегодняшний день в крае собралась группа людей, занимающихся возрождением и развитием традиций промыслов и ремесел народов России, которые, объединившись, в состоянии улучшить имидж и туристическую привлекательность Приморского края путем решения ряда проблем, таких как:

1. Организация и проведение мастер-классов, выставок, конкурсов и фестивалей различной направленности с привлечением мастеров народных промыслов и развитие в связи с этим событийного туризма

2. Возрождение и развитие традиций народных промыслов и ремесел, воссоздание старинных русских традиций и обрядов

3. Создание туристической достопримечательности, отражающей богатство и разнообразие

ремесленных традиций народов России

4. Создание новых рабочих мест и удержания жителей края от выезда на ПМЖ за его пределы

5. Создание на территории города центра реализации творческих способностей населения, возможно с созданием реальной учебно-производственной базы для учащихся и студентов творческих специальностей

6. Производство оригинальной сувенирной продукции, отражающей местный колорит и культурные традиции России

7. Приём групп иностранных и российских туристов и демонстрация ремесел, как составляющей культуры России вообще и ДВ и Приморья в частности

8. Отвлечение молодежи от противоправного и аморального образа жизни путем привлечения к занятиям творчеством

9. Популяризация культуры России среди иностранных туристов

10. Сбор добровольных пожертвований и их распределение на благоустройство населенных пунктов Приморского края , изготовление и содержание малых архитектурных форм, которые создают неповторимость облика и туристическую привлекательность населенных пунктов

11. Обучение основам традиционных народных ремесел социально незащищенных групп населения с целью дальнейшего трудоустройства

12. Реализация изделий мастеров Приморского края, что является мерой по поддержке развития ремесленного движения и предпринимательства

13. Создание информационной базы мастеров декоративно-прикладного творчества

14. Создание экспертно-консультативного пункта по вопросам декоративно-прикладного творчества и т.д

15. Проведение экскурсий

16. Использование в работе, с целью улучшения экологической обстановки, вторичного

стекла, кирпича, бумаги, которые в крае практически не утилизируются

Для того, чтобы реализовать вышеперечисленное нам необходима поддержка администрации, выражающаяся, в основном, в предоставлении в длительную аренду по приемлемой цене подходящих площадей, пригодных для размещения мастерских.

Хотелось бы отметить также неразвитость законодательной базы Приморского края в области художественного народного творчества. Во многих краях и областях России, к примеру, существует такая мера поддержки мастеров, как присвоение звания «Народный мастер» (Алтайский край, Пермский край, Белгородская область, Москва и Московская область и многие другие регионы). К сожалению, в нашем крае такое не практикуется. А ведь эта мера могла бы поднять престиж занятий творческой деятельностью.

Среди возможных действий по помощи со стороны Администрации также разработка адресной программы размещения специализированных объектов мелкорозничной торговли на условиях льготной аренды в местах, традиционно посещаемых туристами. Введение данной продукции и ее производителей в систему социальной рекламы, установление льгот по местным налогам при продаже изделий с символикой региона. Государственные заказы на изготовление изделий народных промыслов и сувенирной продукции. Организация ярмарочной торговли с элементами шоу-программ. И многое другое.
В решении этой проблемы могли бы помочь учебные центры традиционных ремесел, стажировки в ремесленных центрах России и мира. Без этого трудно создать сколько-нибудь значимое сообщество мастеров, которые и поднимут сувенирную отрасль в крае. Конечно, в этом вопросе огромную роль может сыграть желание местных администраций иметь у себя таких мастеров. Ведь во всем мире вообще и в нашей стране в частности именно местные администрации поддерживают народное творчество как законодательно, так и материально, создавая специальные грантовые программы. В Пензенской, Кировской, Московской области, в Угличе и республике Чувашия , а также в Татарстане целевые программы поддержки народного творчества стали реальностью.




К этому можно добавить, что люди уже сейчас совершенно бескорыстно помогают развитию культуры во Владивостоке. 
В частности:
Наталья Богатырева (http://www.facebook.com/Nattaali), мечтающая о воссоздании на территории края культурного наследия,возрождении традиций народных промыслов и ремёсел, вкладывает свои деньги в проведение выставок и культурно-массовых мероприятий. На Сабантуй из краевого бюджета было выделено 14 миллионов, а она не получила ничего из этой суммы, более того - вложила свои, чтобы провести всё на должном уровне. Уточню, что никакой коммерческой цели в участии Наталья не преследовала. Да что там деньги! Вот, почитайте её переписку с губернатором:
https://twitter.com/Nattaali691/status/228102623662850048
Я не знаю, может по правилам и не положено их вручать, но ведь можно как-то по другому людей отметить, а то какое-то неприятное появляется..

Кагановский Николай. Кузнец, художественная ковка, организатор выставок декоративных и камнерезных изделий. Помогает детскому дому для детей с ограниченными возможностями в Екатериновке.  За свой счет готов сделать несколько кованых композиций, чтобы украсить город, его просят о мастер-классах, предлагают организовать эксурсии туристов, на том же Сабантуе он произвел фурор - народ в очередь становился, чтобы отковать себе подкову. http://nashakuynya.ru/ Кузня сейчас находится на УНР-368 ВДМС ТОФ. Никаких условий для работы нет - крыша течет, воды, отопления, канализации нет. Скоро обещают выселить и отсюда. Собирается уезжать из края на запад из-за этого, где ему обещают предоставить все условия для работы.

Христенко Максим и Наталья. Гончарное производство, муранское стекло. Вынуждены были продать квартиру во Владивостоке и уехать в Фокино, так как не смогли найти здесь помещение. Сейчас к ним в Фокино везут туристов на экскурсии, водят детей на мастер-классы. Также они организуют выставки и фестивали гончарного искусства. http://www.dv-reclama.ru/dv/articles/detail.php?ELEMENT_ID=14388

Согласно закона о народных промыслах работы Кагановского и Христенко экспертным советом о народных промыслах при администрации Приморского края признаны изделиями народных и художественных промыслов.

Обратите внимание - эти люди не барыги, а производственники, тот самый малый бизнес о котором власти "заботятся", но только на словах.
160 посетителей, 1 комментарий, 2 ссылки, за 24 часа