2013/01/17 20:49:12
Есть такая тенденция среди левых -- презрительно относиться к "креативному классу", говоря о его представителях, что они ничего не производят и только потребляют. В свете убийства Кабановой таких рассуждений стало еще больше -- вот он, мол, ваш креативный класс, люди-пустышки, туда им и дорога. Ссылок давать не буду, такие тексты плодятся как грибы после дождя.

Если у вас на примете есть такая должность, где ничего не надо производить, а только потреблять, срочно дайте ее мне. Пока что я смотрю вакансии на хедхантере и вижу отчетливую тенденцию. Офисные вакансии, не требующие специального образования, знаний и умений -- то есть те, где нужно "перекладывать бумажки", "продавать воздух" и "копипастить с одного сайта на другой" -- оплачиваются в размере 20-30 тысяч. Что можно в Москве на эти деньги потреблять, кроме стандартного набора продуктов, проезда на метро и одежды из самого низкого ценового сегмента? Заводские рабочие, которых принято считать наиболее угнетенными, зарабатывают не меньше. А грузчики, ремонтные рабочие, машинисты -- и вовсе существенно больше.

А высокооплачиваемый "креативный класс" -- это не про перекладывание бумажек, это вообще про другое. Это работники умственного труда, создающие уникальный нематериальный продукт. Инженеры, программисты, дизайнеры, журналисты. Зачастую действительно бывает так, что создаваемый ими продукт в конечном счете не нужен никому, кроме предпринимателя. Но это не проблема работников, это проблема экономики. В экономике, из которой исключена рыночная конкуренция, любой труд нацелен на потребителя, а не на перетягивание каната между собственниками бизнеса. Сам же по себе креативный класс со временем не только не сдуется, но разрастется за счет автоматизации производства.

Совершенно неудивительно, что именно эти люди критически анализируют происходящее в стране и выражают свое к этому отношение. Совершенно неудивительно, что им претят любые проявления авторитаризма и консерватизма, потому что они категорически не совместимы с творческим характером труда и со свободным распространением информации в интернете. Единственное, чего не хватает креативному классу -- антибуржуазных настроений. Но я думаю, что это не за горами. Тот же самый свободный способ распространения информации противоречит не только авторитаризму. Он противоречит рыночным ограничениям, в том числе авторскому праву. В индустриальном обществе капитализм логичен -- все, что производится, можно продать, при этом товар переходит от продавца к покупателю. В постиндустраильном обществе этот механизм дает сбои. Фирма продает написанный сотрудником код или статью, но сам продукт при этом никуда не исчезает. И крайне сложно отследить его дальнейшее распространение и поставить финансовые ограничения.

Пока у нас еще составляет большинство поколение, помнящее СССР и ассоциирующее социализм с тоталитаризмом, поэтому антибуржуазность в среде "креативного класса" слабо выражена. Но со временем он все больше будет ассоциироваться с освобождением, как экономическим, так и политическим. А в Европе это уже сейчас так -- левые там являются наиболее последовательными сторонниками демократических свобод. Да и тамошнее оккупай-движение, в отличие от наших протестов, имеет не только антиавторитарную, но и антибуржуазную составляющую.
30 посетителей, 30 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа