2014/09/18 20:41:57
В принципе не думала писать, но на телефонных переговорах можно разориться... Когда 4 года назад, я, совершенно взрослая тетка, с мужем, двумя детьми, собакой, и кучей скарба перебралась из России в Латвию, из Москвы в небольшой городок под Ригой (в принципе - в деревню), большинство родственников и друзей смотрели на меня как на идиотку. Сейчас, по прошествии этих четырех потрясающих лет, мне звонят по два раза на дню, с просьбой принять, показать, помочь, купить, встретить и т.д. и т.п.
Для всех интересующихся, и для облегчения своей жизни, размещаю инструкцию и факты о том, как успеть на последний поезд в Ригу!
Итак, сначала о наболевших мифах.
Миф первый: нас (русских) там (в Латвии) не любят!!!
Не знаю кто и как принимает решение об иммиграции... Что движет людьми, прожившими на родине не одно десятилетие, и вдруг решившими круто поменять свою жизнь.. Вряд ли меня сподвигло на этот поступок желание лучшей жизни (коренная москвичка, с отличными заработком, без жилищных проблем и так далее). Но какими бы не были причины, обсуждая с мужем перспективы нашего дальнейшего существования, мы все чаще говорили о том, что не видим будущего на родине. Не от того, что нам не нравится политика президента или уровень заработной платы. Но, блин, объездив пол мира, все чаще мы ловили себя на мысли, что уже хочется побыть там, "на западе", "в европах", не в качестве туриста, а в качестве жителя. Примеряли на себя и испанские виллы, и итальянские апартаменты, и болгарский пляжи. В каждой стране находили кучу аргументов "за" и "против". И все чаще останавливались мыслями на Латвии. Гуглились, связывались с знакомыми, читали форумы, ругались, мирились, снова гуглились, и в результате пришли к общему знаменателю: согласно данным российской информационной среды - нас там не любят!
Как минимум! Как максимум - ненавидят!
И если до этого судьбоносного момента мы использовали Ригу только в качестве удобного транзитного выхода в остальной шенген, то на этом этапе мы решили что пришла пора познакомиться с Латвией поближе. Итак, представьте:
Май 2010 года. Штирлиц шел по улицам Старого города, с волнением ожидая начала парада бывших эсэсовцев, о котором его неоднократно информировали из Центра. Шляпа с широкими полями скрывала его истинно русское лицо, от зорких глаз потомков латышских стрелков. Вдалеке, у Домской площади послышались звуки немецкого марша. "Началось", подумал Штирлиц. И с ужасом прижался спиной к холодной каменной стене небольшого пивного ресторанчика, откуда доносился нестройный гул нетрезвых голосов.
"И это 9 мая... " мысли Штирлица путались от горечи и гнева, когда из-за угла, в окружении дюжины полицейских, показалась колонна... Нет, группа... Нет, ну как бы поточней выразиться... пятерка! стареньких, согбенных, восьмидесятилетних экс-солдат вермахта, старательно вышагивающих по булыжной мостовой под бравурные звуки музыки. Без криков "хайль", без нацистских приветствий, сгибаясь под тяжестью лет и железных крестов, неторопливо и безучастно двигался эсэсовский парад навстречу Штирлицу... Как вдруг из дверей паба, к стене которого столь опрометчиво прислонился бывший советский разведчик, показалась казачья папаха, и нетрезвый, но твердый, усиленный латышским акцентом, голос произнес: "за победу"! И навстречу немецкому параду, из питейного заведения, увешенные георгиевскими лентами, подругами и цветами, вышли участники парада не эсэсовского. Человек 30. К которым, повинуясь лишь одним им известным флюидам, из всех окрестных улочек, переулков и тупиков, как ручьи в горную реку, начали стекаться такие же "неэсэсовские" участники другого парада.
Штирлиц с ужасом представил себе все, что должно было произойти в следующую минуту: столкновение, битва, кровавое побоище, международный скандал... Перед его мысленным взором пронеслись кадры российских новостей: вот скинхэды громят азербайджанский рынок в Подмосковье; горят припаркованные автомобили, осыпаются под ударами камней витрины магазинов...
Пятерка экс-эсэсовцев, под бдительной охраной полиции, не сбиваясь с ритма, чинно и неспешно влилась в колонну победителей, пересекла ее, неторопливо свернула к набережной...
Парад же победителей разномастной и гулкой толпой, продолжил свое радостное шествие в сторону Домского собора...
Я конечно не Штирлиц, но честно говоря, слегка прифигела...
Мы прилетели в Ригу 8 мая, и 9-го утром уже были в Старом городе что бы воочию увидеть как нас не любят. Как глумятся над победой и прославляют фашизм. Как отказываются понимать, когда мы говорим по-русски, и как вежливо, но твердо, дают нам понять что нам здесь не рады...
Мы увидели, как страна смогла примириться с тем, что ее граждане воевали и за нацистскую Германию, и против нее.
Мы увидели что полиция, несмотря на запрет советской символики, не остановила и не задержала ни одного участника парада Победы - вне зависимости от количества на нем георгиевских лент и содержания в нем алкоголя...
Мы НЕ увидели и не испытали ни тогда ни сейчас: пренебрежительного или уничижительного отношения; нежелания понимать русскую речь; отношения как к оккупантам, захватчикам, врагам...
Сегодня, исколесив не только Рижский район, но и всю оставшуюся Латвию (масштабы конечно не те, но зато компактно), скажу так: я не знаю как должна выражаться нелюбовь к нам, русским. Потому что ее как не было так и нет. Максимум с чем я столкнулась за 4 года, это, подвозя студентов из Риги в Валмиеру, услышала от них на ломаном русском языке: "вам надо было уйти из Латвии сразу по окончанию войны". а мой вопрос: "Кто из вашей семьи родился в Сибири?", студенты ответили честно что "никто"... Доехали мы достаточно быстро, весело, без мордобития, шовинизма и национализма. Расстались на общепринятом решении: "В каждом народе и в каждой нации есть безумцы. Но при чем здесь нации и народы?!"
100 посетителей, 15 комментариев, 66 ссылок, за 24 часа