2014/05/02 10:20:42
Последние лет этак двадцать приходилось работать где в банках, где в финансах, где в энтертейменте и в аутомотиве.
Про нынешний сбербанк не скажу, но когда то было много самописного софта на разных платформах, и про поддержку особенно не заикались - как свои мастеры-оф-дизастеры соорудят, так оно и будет.
Скажу пару слов про один небольшой немецкий банк, в котором проработал с десяток лет. Это по поводу санкций.
В бэк-оффисе немецких айти контор серверная часть базируется, как правило, на яве. В то время законодателем был Sun, они делали и яву, и сервера, но в определенное время начались сомнения в адекватности их ценовой политики и собственно, стабильности. По началу это касалось железа.
Поэтому было принято решения в замене сановских серверов на что то более стандартное, и под это дело достаточно спокойно мигрировали на linux, Собсвенно, миграция при самописном софте - а банк был достаточно особенным, дискаунт-брокер в основном, свелась к регрессион и стресс-тестам.
Переехали. Работаем.
Далее появились идеи по поводу баз - вот есть сегодня Оракл, а завтра оно становится монополистом и вздувает цены. Для этого есть JPA, Хайбернеты и разные прочие персистенс-левели, то есть некая прослойка, разделяющая логический уровень обращения к базе данных, от собственно слоя запросов к ней. По мере замены версий и доработки логический слой был отделен от слоя базы.
Это было несколько более гемерройно, и приходилось быть некоторых разработчиков по рукам линейкой, что бы не делали "как быстрее и проще", а только через маппинг.
Переехали, работаем на Оракле, но скрипты для альтернатив подготовили и регрессион-тесты сделали. Майсиквел не потянет, но альтернативые есть и другие.
По поводу клиентской части - о, тут вообще все просто - весь клиентский софт либо браузерный, либо, для особо одаренных, свинговый. То бишь совершенно пофиг, винды там стоят или мак-ос, или линух, тем более, что тестировалось все на всем.
Это давало некоторый оверхид, то есть дополнительные затраты, но при этом уходит привязка к конкретным поставщикам.
То же самое отосится и ко внешним сервисам, которых у банков весьма много. При нормальной архитектуре весь доступ ведется через адаптеры, которые сами уж занимаются переводом "нашей" логики в логику поставщика услуги. Это опять же чуть более затратно, но дает независимость, ибо при замене поставщика нужно будет переделывать только адаптер, а не ломать всю систему.
Кстати, постоянно проводились учения, да я думаю и сейчас проводятся - ревет сирена, и за две минуты в конторе не должно остаться ни одного человека. Люди в рубашках выскакивают на мороз, но каждый с кружечкой дымящего глювайна :)
Так же и с айти - учения - вот пропал коннект между оффисами, система должна оставатся работоспособной, все дублируется. Составляются скрипты, в выходной все отключается, тестируется, заносится в потокол, через пару месяцев - опять. Что бы это стало привычно.Про дизеля в подвале, которые регулярно запускаются, уже и говорить нечего.

Теперь резюме:
При нормально построенной айти-архитектуре, использовании по возможности опен-сорсных фреймворков, а так же построенной на ITIL организации по эксплуатации системы, и вменяемом руководстве, подобного рода санкции будут болезненными, но не смертельными. Система не упадет без обновлений, а не залеченную дыру будут отслеживать безопасники - тупо просматривая своими гразками транзакции - не век же им бездельничать!
За парочку-тройку месяцев, максимум за полгода, компонент - причем базовый компонетр, типа основной базы данных, сможет быть заменен на что то иное. Причем в эти полгода в основном придется заниматся миграцией данных и тестами.
Это - при правильной архитектуре. Которой учат и про которую есть сотни хороших книг. Которая во многих местах есть.

Теперь про фирмы, "поддерживающие санкции": На месте их боссов я бы рвал себе волосы на причинном месте. Ибо отказ в поддержке равносилен тому, как при всем рабочем коллективе обосратся в белых брюках. Я не преувеличиваю. Потому что сегодня РФ, завтра санкции могут быть применены к Китаю, потом к Индии и так далее. Эти фирмы чуть не на коленях стоят, упрашивая купить продукт именно у них, и ГЛАВНЫЙ и зачастую единственный их аргумент - это поддержка. А отказать в поддержке - это как мужику признатся в импотенции. Причем принародно. Какая баба потом к нему подойдет? Да ни одна, без вопросов.

В общем, больше пугают.
260 посетителей, 41 комментарий, 0 ссылок, за 24 часа