2016/06/18 14:46:31
Да не на простом. На "полярнике". Посмотрите, какой красавец! На нем мы проехали почти четыреста километров по сомнительной дороге среди тундры. Облазили все железнодорожные мосты, видели оленей, стойбища.

Кстати, когда звали в командировку журналистов, очень настаивали, чтобы поехали мужчины. Тяжело будет, говорят. Но, во-первых, мужчин в редакции нет. А во-вторых, даже если бы и были, такую фактуру я бы не уступила.



Огромный!



Отчаливаем. Остальные "Уралы" проплывают где-то внизу



Ездили с межрегиональным экспедиционным центром. О цели расскажу позднее. Водитель, он же директор центра - Андрей.



Чтобы ехать по той дороге, нужно приспустить колеса



Управлять давлением в колесах можно и из кабины



Дорога вот с таким покрытием. Ехать по ней можно километров двадцать в час, не больше. Трясет нещадно.



- Станция Мост, - провозгласил Андрей очередную остановку. Очень по-крапивински получилось. Выходим и идем по мосту. В экспедиции - четверо ученых и три журналиста.



С погодой везло. Первые полдня покрапал дождь. А потом было солнечно и очень ветрено - лучшая антикомариная погода.



Под вечер из затянутого тучами неба на землю пролились солнечные лучи



Находка! Олений череп, пробитый дробью



Александру, который первый раз на Ямале, любопытно. Раздумывает, не забрать ли себе.



О, какой мост! Очень старый. Полуразрушенный. Если железнодорожные мосты поддерживают и постоянно осматривают, то за автомобильными, кажется, никто не следит.









Два года назад здесь в реку упал КамАЗ. Водитель не выжил. Вот то самое место



А теперь предстоит проехать нам.
Коллега руководит заездом машины на мост.



Она потом долго не могла успокоиться: "Там всего один сантиметр с каждой стороны!"
Коллега - человек очень эмоциональный. Я подумала, преувеличивает.
Но на обратном пути сама показывала, как ехать. Убедилась. В точности под размер "Урала" сделан съезд.



Позже попадались совсем узкие мосты, и "Урал" шел по реке.





Нет, все-таки прекрасен, а?



Геометрия мостов

Мне очень нравится эстетика железнодорожных мостов. Сплетения металла, гайки, которыми рельсы прикручены к шпалам, бочки с водой и песком. И в тундровый пейзаж они вписываются великолепно











Снег еще не весь сошел. Середина июня









Встали лагерем около широкой реки. Места хоть и безлюдные, к нам тут же подошла пара. Не очень трезвые. Женщине - пятьдесят один, у нее семеро детей. Жаловалась, что пенсия маленькая:
- Их одевать надо, они джинсы хотят носить, а на что я их буду одевать? Получаю всего семь тысяч!
Чум у них стоит в двадцати километрах. Сюда приехали порыбачить. Мужчина помог разжечь костер. Умело очень.





Оленей встретили дважды. Сначала - на том месте, где расположились с палатками на ночь. Правда, они боялись и быстренько ушли оттуда, хотя я пыталась приманивать рогатых хлебом



А второй раз - на следующий день. Издали олени похожи на серо-бежевые камни Полярного Урала.



Я пыталась догнать с фотоаппаратом оленей, снять, как они переходят железную дорогу. Для журнала была бы отличная иллюстрация к экологии, к взаимодействию предприятий ТЭКа с коренными народами...





Сначала шла. Чувствую - не догоняю, хотя они идут вроде медленно. Побежала, на ходу щелкая фотоаппаратом. В очередной раз пообещала купить себе приличный объектив.



Потом сообразила, что они вроде неспешно, но удаляются. Бежала пригнувшись. Только тогда они немного расслабились и подпустили поближе.



Иногда останавливались и смотрели на меня в упор. Остановился, посмотрел, дальше пошел.
Многие так делали.





На дороге принято, увидев людей, остановиться, поздороваться, спросить, все ли хорошо.
Встретили тундровика. Он стояла на трассе и просил хлеб. Загорелый, морщинистый, в суконной малице. Одинокий чум виден в нескольких километрах, за озером. Говорит, вдвоем живем, со старухой. Дети отдельно каслают.
Трезвый.
Коллега отдала все, что было.



Были и такие встречи



Занятные штуки можно увидеть на пути!



Бугор стоит довольно высоко среди тундры



При ближайшем рассмотрении он оказался землянкой. Внутри - стены, двери. Не полезли все-таки. Вдруг обвалится. Да и страшно. А ну кто прячется?



Иногда, редко-редко, раза два-три в день, попадались поезда. Наблюдали, как далеко-далеко паровоз остановился, и КаМАЗ остановился. Дороги идут параллельно. Водитель и машинист долго, минут тридцать, беседовали среди голой тундры. Не сняла - далеко.
А это такой почти игрушечный вагончик.



Вдруг такое! Священное место, воскликнула я. Позже знающий человек сказал, что место действительно было священным у ненцев. Потом его разорили.



Взошли на останец. Оказалось, теперь это заброшенный карьер с живописными озерами и торчащей из земли арматурой.





На самом высоком месте - ветер! И видно далеко-далеко!





Это была лучшая поездка в тундру. На "Урале" оказалось вполне комфортно перемещаться. Несмотря на жуткую тряску и на то, что в кабине мы провели три полных дня, ощущения самые удивительные.

Продолжение будет.
32 посетителя, 5 комментариев, 37 ссылок, за 24 часа