2012/02/19 05:46:10
posic: Вполне порядочные, добросовестно относящиеся к своей работе люди, профессионалы консультируют вполне приличных молодых людей [на MathOverflow], по многочисленным просьбам последних, на темы о наиболее прямых и эффективных путях к получению престижных публикаций, регалий и позиций в науке с соблюдением всех этических правил, законов и обычаев, известных современному человечеству.

baaltii1: это капитализм в красе и радости

p: нет, это огосударствление науки

b: насколько понимаю, речь идет о том, как себя выгоднее выставить и продать. "Продать результат" - это вполне стабильное выражение в американской математике. Рыночные отношения. Престижные публикации - это следствие умения продавать результаты. Разве не так?

p: Это похоже на рыночные отношения на взгляд человека, настоящего рынка никогда не видевшего и при рынке не жившего. На самом деле, в культурном отношении это некий сплав, в которым присутствуют элементы наследия рыночной культуры, очевидно, в большей степени, чем они наблюдаются в российской математике, например. Добропорядочность, соблюдение этических норм, стремление подать себя с лучшей стороны, достичь успеха и почета своим трудом и талантом -- буржуазные ценности.

Но чтобы понять, что это на самом деле такое, надо обратить внимание на на содержание актов купли-продажи, а не просто на фразеологию или внешнее сходство. Ну, мы знаем, что не все, что кто-то называет математическим доказательством, является таковым, да? Ну вот и не все, что кто-то называет рынком или на внешний поверхностный взгляд кажется похожим на рынок, рынком является.

В чем состоят акты купли-продажи? Кто и зачем покупает статьи, теоремы, математиков, что угодно? Частные меценаты? Свободные частные университеты? Посещаемые финансирующими свою учебу из частных источников студентами? Нет, там огромная доля государственных фондов, государственных учебных заведений, федеральных денег, федерального регулирования, огромное влияние почти совершенно огосударствленной средней школы на ситуацию, в которой оказываются вузы, и т.д. Многое из этого во внешней оболочке якобы рынка и конкуренции.

Вот и получается прогрессирующая бюрократизация во внешней оболочке элементов уходящего наследия рыночных отношений.

При этом настоящий капитализм -- это не культура рыночной площади, а ценности свободы, выбора, ответственности, независимости и уважения к выбору, который делают другие люди. Культура купли-продажи в научных учреждениях -- это не торжество капитализма, а следствие вовлечения в научные учреждения посторонних людей, которым там нечего делать.

Привлеченные перспективой приятной жизни и безбедного существования за государственный счет бизнесмены или корпоративные карьеристы в душе во все больших количествах вливаются в математику, отвлекаясь от полезной купли-продажи товаров и услуг и вовлекаясь вместо этого во вредную куплю-продажу теорем. Это не зрелище не радости капитализма, а распада его.

http://posic.livejournal.com/746323.html?thread=3711571#t3711571

А по-моему, baatlii1 прав. Это именно что проникновение философии бизнеса в науку. Верно: капитализм. Капитализм - это решение определенной проблемы - конечности ресурсов. Нельзя тем, что физически возможно произвести, удовлетворить ВСЕ желания. Поэтому надо рационировать. Капитализм - как это сделать наиболее удовлетворительным образом, без насилия одного человека над другим. Подход в том, чтобы человек рационировал себя сам, по своему (нелегкому, но своему) выбору. Дополнение в том, что единственный способ удовлетворения потребности в недоступном - дать другим людям им необходимое. Хочешь - не хочешь, надо им что-то втюхaть, иначе ничего взамен не дадут. Отобрать нельзя.

Откуда нарастающий напор? Дело именно в недостатке; тут проблема в головах. Коллеги уже не люди, которые вместе ищут истину, а потребители, чьим (ограниченным) вниманием надо завладеть. Их внимание - конечный ресурс. А тут методы, выработанные поколениями базарных баб, вполне уместны. Наука была задумана, как род деятельности, в которой ресурс - знание - неограничен. Если это так, то капитализму в ней делать нечего; пока в эту неограниченность действительно верят, внедрить его не получается. А если уже не верят - можно; то, что на наших глазах происходит, это и означает. Не верят они. Ни в себя, ни в свою науку; значит, надо урвать.

И вот тогда наступает капитализм.
60 посетителей, 31 комментарий, 0 ссылок, за 24 часа