2012/09/09 01:06:56
Есть в Японии мангака Сюхо Сато, который то и дело пытается выбить из издателей лучшие для себя условия и вообще всячески недоволен положением авторов в индустрии. Вроде это именно его статья о том, сколько зарабатывают мангаки, долгое время гуляла по сети. Если кто не помнит или не видел, могут освежить в памяти русский перевод, цифры там интересные.

Но одним срывом покровов он не ограничился! Во-первых, Сюхо Сато держит сайт, где он и ещё несколько авторов выкладывают собственную мангу, нередко даже забесплатно. Кстати, для художников, читающих по-японски определённый интерес представляют наброски и комментарии к манге Сато «Бокуман» (вопреки названию, это вовсе не пародия).

В 2010 Сато отказался рисовать обложку к заключительному тому своего сериала Shin Black Jack ni Yoroshiku, мотивировав это тем, что авторам всё равно не платят за обложки. Том так и вышел без картинки на обложке: просто название на белом фоне.

В апреле 2012 он расторг контракт с Кодансей, вернув себе, таким образом, права на мангу (ту самую, к которой отказался рисовать обложку). Также он требовал, чтоб из продажи изъяли оставшиеся тома, но что-то не видно, чтоб они пропали из онлайновых магазинов.
Ну а недавно эта история с бесплатной мангой и возвратом прав дошла до логического завершения: с 15 сентября с мангой Сато Black Jack ni Yoroshiku можно будет делать что угодно, не выплачивая автору роялти. В каком-то из переводов новости даже фигурировала копировальная машинка на ближайшем фестивале, где можно отксерить любые понравившиеся страницы.
Да, манга не имеет прямого отношения к Блэк Джеку Тэдзуки, так что тут он ничего не нарушает

Весёлый мангака, ничего не скажешь.

++++++++++++++++++++++++++++++++

Давно хотела написать ещё о некоторых авторах и их отношении с авторскими правами на своё детище, так что тут как раз пришлось к слову.

«Тэнтэна» у нас должны знать многие, хотя бы даже из-за недавней полнометражки. Сказать, что это популярная во Франции серия, не сказать ничего, достаточно посчитать, в скольких вариантах она переиздаётся (одновременно на полках могут лежать обычное издание, факсимильное переиздание, чёрно-белое издание, а также то же самое, но у уменьшенном раза в два формате), а также посмотреть, на скольких языках издательство «Кастерман» выпускало перевод самостоятельно, без поддержки местных издателей (на русском тоже, кстати, поэтому русские издания напечатаны в Европе и стоят как оригинальные альбомы). Переиздают они со страшной силой ещё и потому, что не могут просто так нанять художника, сценариста и навыпускать кучу продолжений, каждое из которых без труда бы взяло миллионную планку тиража, а то и все десять.
Дело в том, что Эрже в завещании запретил любые продолжения «Тэнтэна». И хотя во Франции есть примеры, когда новые авторы если не развивали серию, то хотя бы удерживали её на прежнем уровне, может, «Тэнтэн» потому и остался великим, что ни у кого не было шанса его «испортить».
Запрет действует 70 лет со смерти автора, значит, после 2053 что-то будет... Авторам всевозможных нелегальных продолжений, впрочем, и сейчас ничего не мешает. Караев недавно кидал ссылку на порнографическое таиландское издание. И таких много. А ведь ещё есть и пародии.


Идейно похожа история Билла Уотерсона и его стрипов «Кальвин и Гоббс» (или «Кельвин и Хоббс», как их могут знать по публикации в «Классном журнале»). Это была весьма популярная и крайне остроумная серия, где автор зачастую едко проходился по нелепостям мира сего, обществу потребления, а то и вовсе выдавал явную сатиру. В общем-то легко представить фигурки по мотивам, футболки, анимационный сериал, потом парочку фильмов (сняли же в конце концов про Гарфилда!)... Так вот, всего это и много нет и не будет. Автор запретил. В самом деле, неправильно получается, когда в одном стрипе высмеиваются ухищрения, на которые идут компании, лишь бы развести родителей на покупку хлопьев с фигурками в коробке, а потом самому же давать добро на такие же игрушки. Потому официально ничего кроме разных переизданий стрипов под одной обложкой не выходило и пока нет никаких предпосылок, что выйдет. Ну и о правах после смерти Уотерсон наверняка тоже позаботился. )

+++++++++++++++++++++++++++++++++

В то же время среди историй об авторских правах есть и очень грустный пример. Особенно он печален тем, что авторам казалось, будто они предусмотрели всё и выбили из издательства договор, о котором тогда можно было только мечтать. С учётом того, что незадолго до этого авторы комиксов в Америке вообще теряли всякие права на персонажей, едва подписывали договор с издательством, этот вариант был действительно неплох: права возвратились бы создателям всего через через год после исчезновения книги с прилавков. В то время редкая книга комиксов задерживалась в продаже больше чем на 18 месяцев, поэтому авторы рассчитывали на что-то подобное в отношении своего комикса.
Авторов звали Алан Мур и Дейв Гиббонс, комиксом были «Хранители». Дальше вы знаете.
220 посетителей, 3 комментария, 2 ссылки, за 24 часа