2012/05/04 09:07:26
Сегодня православный мир отмечает день памяти митрополита Гаэнатского, Святого  Евфимия (Шервашидзе), скончавшегося в 1822 году в одном из монастырей России, где он пребывал под заточением... Ну - в принципе, не весь мир отмечает. В Святцах РПЦ и их православном календаре это событие не значится, гордиться то особенно не чем, и я не представляю - чтобы они написали о славной кончине старца...

А на пути к своему небесному прославлению, митрополит Евфимий прошел горечь унижения своей родной Церкви и нещадного её ограбления. Храмы и ризницы западной Грузии опустошались, церковная утварь и иконы грузились на подводы и всё это вывозилось в Россию. Два пожилых митрополита, гаэнатский - Евфимий (Шервашидзе) и цхумский - Досифей (Церетели) пытались противостоять этому "единоверному" произволу, но разумеется тщетно. Противостояние 1814-1817 годов  вошло в историю под названием "имеретинского церковного бунта". Но опять же - не во "всю" историю. Российская об этом умалчивает вслед за своим православным календарем. Опять же - гордиться то нечем... Ведь по прошению экзарха, архиепископа Феофилакта (Русанова), в Имерети наместником Руси на Кавказе были посланы казачьи карательные отряды, "бунт" был подавлен, старцы митрополиты нещадно избиты и в кандалах этапированы в Санкт-Петербург. Но по пути вышла оказия - ослабленный от избиения казачьими "единоверными" прикладами, митрополит Досифей (Церетели) (память - 6/19 марта), скончался. Чтобы скрыть следы преступления, его решили похоронить тут же у военно-грузинской дороги, но ночью местные жители перенесли труп и перезахоронили его в Ананурской крепости...

А вот "преступника" Евфимия до обер-прокурора Священного Синода довести живым удалось. Русские "коллеги" гневно требовали от него покаяться за "дерзость" и смирить "гордыню". А Евфимий не то что взял да ослушался "дружеского" совета братии, а в присутствии "высокого" собрания взял да "обозвал" их любимого царя-батюшку "Нероном наших дней". Последовавшее за сим "неслыханно дерзновенным" поступком наказание конечно же невольно вызывает улыбку. Монаха и Старца одной из древнейшей в мире Церкви - положившего Обет жизнь свою положить за Христа и Его правду, приговорили к заточению в одном из монастырей (!). Воистину - для обер-прокурорского состава представителей цареславной ветви христианства, заточение архиерея в монастыре выглядело самым жестоким ему наказанием, вдали от роскоши, почета и возможности цареславно трактовать так и не понятую ими Христову Истину...

Вот так - вдали от Родины, в монастырской келье "единоверных" братьев, в 1822 году предал свой несломленный Дух Господу митрополит Евфимий, присоединившись в своей Небесной славе к своему верному другу и собрату Досифею...

А тем временем, экзарх Феофилакт продолжал бороздить пределы Удела Божьей Матери с "просвещающей темных грузин спасительной" ревизией. Во время одной из них, как говорит народное предание - он удостоил даже своей архиерейской пощечины монаха Давид-Гареджийской лавры, который отказался подойти для лобызания его цареславной ручки... Но не данный конкретно факт, а пощечина, нанесенная им самой Богоматери и её небесному Уделу - стала для для Феофилакта (Русанова) заслуженной расплатой. Состояние здоровья его вдруг резко ухудшилось, так что с трудом удалось довести до ближайшего монастыря в Бодбе, того самого - где покоится просветительница Иверии, равноапостольная Нино, где он и испустил свой дух...

В один из последних своих визитов в Бодбийский женский монастырь, я спросил у монахинь - где похоронен Феофилакт и мне указали на безымянную могильную плиту у южной церковной стены в пределах самого храма. Не знаю, но мне и тогда показалось и сегодня кажется это кощунством. Не место Феофилакту находиться в пределах грузинского храма, где угодно - но не в пределах поруганной им грузинской Церкви...


30 посетителей, 0 комментариев, 2 ссылки, за 24 часа