2014/01/12 19:15:29

После размышлений после прочтения одного спорного очерка, сравнивающего развитие Европы и России во II тысячелетии нашей эры,а также в связи с обсуждаемым «единым учебником» и всплеском «патриотизьма» подумалось следующее.

Считается, что восточные славяне к середине IX века были и сами готовы образовать государство, и только по чистой случайности его возглавила скандинавская династия.

Однако в чем была эта «готовность», не раскрывается. Развитие земледелия на Восточноевропейской равнине еще долго не позволяло создать необходимый «прибавочный продукт»; материальная культура восточных славян чрезвычайно бедна и невыразительна. Роль пушного промысла (единственного известного на тот момент богатства европейского Севера) тут тоже неясна, но явно недостаточна. Существование развитого обмена не подтверждается археологически, а путь «из варяг в греки» является для IX века летописным конструктом, нежели реальностью. Существование «межплеменных противоречий», впрочем, как и самих сложившихся племенных объединений, только постулируется и не находит подтверждения в археологии, а в летописном тексте, по видимости, является «опрокинутым» в прошлое представлением летописца о современной ему политической ситуации. Значение (и вообще реальность) вооруженных конфликтов с хазарами и скандинавами тоже преувеличены.

И вдруг в достаточно короткий период (100 лет, если придерживаться концепции Цукермана и не принимать во внимание «разовые» акции вроде 839 и 860 годов, контекст которых неясен) возникает государственная структура, имеющая княжескую династию (пришлую), а в начале XI века свод законов (типичная «варварская правда») и монету.

А затем происходит упрощение социально-экономической жизни. На протяжении второй половины XI — конца XIV века (до Двинской грамоты) полностью отсутсвует государственное законодательство. Этот же период характеризуется безмонетностью, то есть экономически обоснованной чеканка монеты стала во второй половине XIV века (в Италии в это время уже существует банковский кредит). Формулы севернорусских грамот XIV—XVI веков удивительно соответствуют формулам каролингских документов (см. Павлова-Сильванского). Потребность в поземельном описании, т.е. в учете земли и упорядоченном налогообложении, возникает только в конце XV века (сравни с «Книгой Страшного суда» конца XI века).

В общем, у меня пока складывается такое впечатление, что, если бы не пришлый элемент, состояния государства при естественном порядке развития вещей (т. е. при несколько большей изолированности) восточные славяне достигли бы веку к XIV (как, кстати, случилось с Литвой, которая все-таки уже была под сильными внешними влияниями).
0 посетителей, 34 комментария, 0 ссылок, за 24 часа