2016/02/10 15:11:36
По следам поста про гендерный шовинизм, написанного Миришь, я задумалась о своих отношениях с этим явлением. И по моему опыту, само страшное в шовинизме, как и в бытовом насилии – это обыденность.

То есть, когда некое априори нездоровое явление становится настолько привычным, что его перестают замечать или отслеживать как нечто заслуживающее не только возмущения, но и внимания. И с шовинизмом дела обстоят очень похожим образом.

Моя знакомая в комментах к предыдущему посту описала эпизод:
«Вспомнила свой диалог с одним парнем лет 20-23, с которым вместе работали. Видим с ним, как неумело разворачивается машина и он комментирует: "Сразу видно за рулем либо пьяный, либо женщина". Я к тому времени каждый день за рулем уже лет 5 и проблем с разворотом у меня нет). Поэтому меня это как-то даже задевает)).
Спрашиваю: "А у тебя самого-то права есть?" Отвечает: "Пока нет, но вот скоро собираюсь..."»

И я задумалась, что сама неоднократно сталкивалась именно с такой реакцией – «Ну, сразу, видно, женщина за рулем!» - причем в самых разных ситуациях. И произносили эту фразу не какие-то быдловатые мужланы, убежденные, что место женщины – на кухне. Нет, это иногда говорили мои хорошие знакомые – вполне умные и интеллигентные ребята. Понятно, что для многих это звучит как шутка. Но любая шутка тоже отражает наш культурный контекст.

Несколько лет назад я устраивалась на работу в компанию родноначальника российского тайм-менеджмента Глеба Архангельского. Они делали набор новых сотрудников для ведения корпоративных тренингов. Собеседование с претендентами (которые уже прошли первый отбор) происходило в форме своеобразного конкурса: мы делали короткое публичное выступление, рассказывали о себе и заполняли какую-то гигантскую анкету. Было нас там около двух десятков человек. По итогам собеседования оставили, по-моему, человек семь: четверо женщин и трое мужчин. И когда все остальные претенденты разошлись, приятный молодой человек с отшлифованной улыбкой, толкнул нам следующую речь.
Он сказал, что мы все, безусловно, отвечаем их требованиях, но… Но - есть нюанс.
- Мы сразу говорим, что наш отбор несправедлив! – заявил он. – Дело в том, что мы не готовы брать на эту работу женщин. Мы не сомневаемся в вашем профессионализме, но, знаете…. Мы работает с крупными серьезными компаниями. Там очень солидная аудитория. Они не слишком воспринимают женщин-тренеров.
Он говорил еще что-то на эту тему, завершив пассаж следующей фразой:
- Мы можно сказать выступаем своего рода осеменителями – в идейном плане!
Затем женскому составу группы было предложено оставить свои контакты – для «резервного списка». Мол, если будут еще варианты работы, они к нам обратятся.
После этого мы ушли.
И, знаете, о чем мы - четверо женщин – говорили по дороге?
О том, что надо же - как все-таки круто, что нас отметили и отобрали. И, конечно, это само по себе приятно. И даже может считаться своего рода успехом. Все-таки компания самого Архангельского, а не хухры-мухры.

Сейчас мне это кажется дикостью. Вместо того, чтобы справедливо возмутиться такому поведению, мы еще и порадовались тому, что нас погладили по голове – перед тем, как хорошенько пнуть. Потому что если вдуматься, то ситуация выглядит очень унизительной. Мы приехали, потратили свое время (часа два минимум!). И – для чего? Чтобы нам сказали – вы, конечно, молодцы, но мы берем только мужчин?! Сейчас меня, конечно, удивляет и то, что, если такой критерий был, почему они не выдвинули его изначально в описании вакансии? Возможно, рассчитывали, что может появиться какая-то женщина, которая поразит их настолько, что ее возьмут. Но, в любом случае, сам факт того, как нам был озвучен отказ - это проявление того самого шовинизма чистой воды, который многие отказываются замечать. Но еще хуже, чем поведение менеджера - наша реакция: мы спокойно восприняли случившееся. Словно так и надо было. Ну, да, мы женщины, а поэтому не можем выступать «осеменителями идей».

По сути, это глубинное искажение мировосприятия. Встроенная в сознание готовность принять свое ущемленное положение, свою предполагаемую ущербность, непригодность. И даже если на таком уровне это выглядит довольно безобидно, именно из этого корня растут такие более глобальные проблемы как газлайтинг, бытовое насилие и другие травмы. Из-за самого искажения понятия нормы, бытующего в нашем сообществе.
39 посетителей, 86 комментариев, 60 ссылок, за 24 часа