2015/05/14 13:31:40
Давненько у меня в ленте не было ничего острополитического. Сейчас исправлюсь и напишу про аннексию Крыма. Напоминаю, что всё нижеизложенное - досужие мысли обывателя, не являющегося специалистом в истории, экономике и геополитике.

Для меня вот как-то совсем очевидно, что одна из базовых задач государства - сохранение своей целостности. Любого государства, рабовладельчески-тоталитарного или либерально-демократического, без разницы.
Предположим, жители какой-либо области хотят жить отдельно либо присоединиться к другому государству. По разным причинам. У нас же сейчас права и свободы, поэтому в Конституции любого приличного государства прописано право на самоопределение. И вот стряслось: некая часть граждан хочет этим правом законно воспользоваться.

А вот тут у любого, даже самого наилиберальнейшего государства срабатывает безусловный рептильный рефлекс: оно немедленно кладёт самый толстый болт на свободы своих граждан.

Прописано право на референдум? Нужно не допустить референдума и дискредитировать/арестовать зачинщиков.
Референдум таки состоялся? Надо признать его незаконным и сфальсифицировать результаты.
Результаты получены и они не в пользу государства? Объявим их сфальсифицированными.
Граждане приняли всерьёз результаты референдума? Введём войска, раздавим очаги сопротивления.
Таки отделяются? Ощетиниваемся штыками и боеголовками и орём на всю ООН: "Караул, грабят!!!"

И это на фоне непрестанной идеологической войны. Территория каноническая? Сепаратисты попирают целостность нации, посягают на культурно-исторические корни, топчут память предков и вобще предатели. Территория была в составе государства ровно пять минут? Да пофиг дым, придумаем, почему она перешла к нам по непреложному закону исторической справедливости. Короче, как бы ни обстояли дела, отделяться - ай-яй-яй! Заблудшая овца не вразумляется? Долго и взволнованно рассказываем всему миру и (пока) законопослушным гражданам, как холодно и голодно ей на чуждом пастбище, как её там никто не любит и как бывшие повстанцы. хлебнувши самостийности, мечтают вернуться в родное лоно. Всё равно не возвращается? Завещаем сынам и внукам вернуть наше кровное. Это нормальный алгоритм любого нормального государства - и не потому что оно плохое, а потому что оно государство.

Сравнительно легко государство растаётся со своими территориями в двух случаях: или оно глубоко больно и по этомй причине утратило госиммунитет (как СССР), или оно проиграло в войне. И тут я обращаюсь к моим более грамотным друзьям: знаете ли вы исключения из описанной мной схемы? Чехословакия не считается - это просто цивилизованный развод двух взрослых людей, вынужденных какое-то время жить на одной жилплощади.

Думаете, я об Украине сейчас пишу? А вот теперь представьте себе, что 95% жителей Курил решили войти в состав Японии. И такая вот идиллическая картинка: курильчане тихо-мирно проводят референдум, им никто не мешает самоопределяться (у нас же демократическое государство), и лишь поставленный перед фактом Путин, грустно вздохнув, говорит: ну лааадно, идите... Представили, да? :) А что в этом случае скажут ярые сторонники самоопределения крымчан, тоже представляете? Да, и разумеется, Япония незамедлительно станет аццким агрессором, который начал с Курил, а потом непременно оттяпает пол-России до Урала, потому что глава Японии - параноик с имперскими амбициями, мучимый комплексом неполноценности ещё с 1946 года.

И никакого другого глобуса нам не выдали. Ни нам, ни американцам, ни украинцам, ни израильтянам - вообще никому. Так и живём.
34 посетителя, 44 комментария, 54 ссылки, за 24 часа