2012/12/18 01:49:04

До недавних пор для меня не существовало актера Джеймса Франко, которого, как мне казалось, я нигде не видел, хотя снимался он очень много где, но все эти фильмы как-то мимо меня проходили. Потом оказалось, что в двух фильмах видел его точно – в скучном «Харви Милке»Ван Сента (его там мало, но запоминается, только я почему-то никак не соотносил «этого актера» с Франко) и в «Человеке-пауке», но даже под пытками не вспомню кого он там играл. Поэтому, когда услышал от je_koro, что Джеймс Франко его любимый актер, немного удивился. А зря, он таки оказался реально крут! И не только потому что умело чередует роли в мейнстриме и арт-хаусе, но и сам снимает фильмы по своим же сценариям и даже награды за это получает (премия Тедди в 2009г. на Берлинском КФ за 4-х минутную короткометражку The Feast of Stephen. Что опять же, неожиданно от актера из «Человека-паука», но вполне ожидаемо от человека, который снял биографический фильм о Сэле Минео и – на пару с Ван Сентом – фильм с говорящим названием «My Own Private River»), тот факт, что он по совместительству еще оператор и монтажер удивления даже не вызывает. Образ сверх-человека дополняет «Золотой глобус» в 2001г. за роль Джеймса Дина в биографическом сериале. В общем, Джеймс Франко – это человек-оркестр с большими амбициями.
The Ape – режиссерский дебют Франко в полном метре, снятый им по собственному же сценарию за смехотворную сумму $ 225 000 и не удивлюсь, если остальные актеры (а их там практически нет) снимались «по любви», а не за деньги. Как всякий дебют молодого дарования, этот полон неровностей, претенциозен, но при этом производит впечатление чего-то очень живого и личного, что вполне логично, тема-то для дебюта выбрана близкая автору – рефлексии начинающего писателя, который мечтает написать гениальный роман. Сам по себе фильм напоминает роман начитанного графомана, который пытается сказать что-то свое, но голова у него пока забита всем тем, что он успел прочитать ранее в книгах других авторов и это заметно сказывается как на сюжете, так и на манере изложения. Та форма подверженности влиянию, которая бросается в глаза именно у новичков. Заметно, что автору близок не только Dostoevsky, но и «Бартон Финк» Коэнов и, конечно, «Слуга» Лоузи, не без оглядки на Марко Феррери. Впрочем, влияние влиянием, но Франко честно пытается ваять что-то свое и в этом случае куда больше риска, чем если бы он прикрывался постмодернистской эстетикой и играл в цитаты. В искренности есть особая беззащитность, мишень слишком открыта для нападок, а потому вызывает уважение его готовность изобретать собственный язык, за который могут и вздернуть.

По сути, фильм представляет из себя заснятый на пленку спектакль, а что бы избежать эффекта герметичной замкнутости действие изредка разряжается короткими панорамами индустриальных пейзажей. Впрочем, не помогло: ощущение легкой клаустрофобии настигает уже к середине фильма, а к концу начинаешь чувствовать себя так, словно тебя заперли в темной душной комнате, из которой хочется выйти. Джеймс Франко играет молодого, но уже отягощенного семейным бытом писателя Гарри, который настолько уверен, что из него выйдет второй Достоевский, что решается на время оставить семью ради тишины съемной квартиры, где и предстоит родиться шедевру. Но все мы знаем, просто так шедевры не родятся и тишины для этого не достаточно, вот и Гарри застывает над единственным написанным словом «человек» и не может преодолеть этот внутренний ступор. А тишина оказывается недолгой: если не глядя подписать договор съемного жилья, то всучить тебе могу все что угодно – большую волосатую гориллу, например. Правильнее – Горилл, большой мужик, лохматый и вонючий, САМЕЦ. Горилла сама по себе еще пол беды, но эта «разговаривает матом», декламирует шовинистские и сексистские жизненные установки и ни в грош не ставит литературный талант соседа по комнате. Гарри от такого не в восторге, но к жене и ребенку ему хочется возвращаться еще меньше, чем делить жизненное пространство с быдловатым гориллом, который чем дальше, тем больше кажется ему не таким уж и отвратительным, а если задуматься он и вообще отличный мужик!

Действие происходит всего в двух интерьерах – сумрачной квартире главного героя и стерильном офисе, где он работает за гроши на телефонную компанию. Это два мира, внутренний и внешний, но под влиянием горилла однажды они пересекутся и затюканный клерк Гарри во всей красе продемонстрирует своей начальнице, что он ого-го – самЭц! И написание романа пойдет куда более вдохновенно, только его герой с «человека» изменится на «мужчину с густой черной шерстью», а рефлексия а-ля Dostoevsky уступит место брутальному действу.

Но The Ape – это не только история податливости утонченной натуры влиянию более сильного и не только метафора того, как скот преобладал над человеком. В каком-то смысле Гарри пребывает в поиске утраченной брутальности, которой в горилле хоть отбавляй. Комизм ситуации в том, что обратной стороной гротескного мачизма является суровая сентиментальность с обнимашками и двусмысленным обменом репликами в стиле «Горилл, я еще не привык…» - «Ничего, нам еще предстоит изучить тела друг друга!». И когда «спустя 6 месяцев» Гарри и Горилл обмениваются подарками, понимаешь что да, там все серьезно…



Впрочем, Джеймс Франко не ставил своей целью превратить все в скабрезный анекдот и в макабрическом финале пытается расставить точки над i, заодно напоминая, что сие действо было не комедией, а драмой, во что тоже верится с трудом, но впечатляет, как и возможность самому определить – о чем же был этот фильм.


130 посетителей, 30 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа