2013/04/12 12:02:35
По случаю Дня межзвёздных путешествий и встречи с инопланетными цивилизациями, более известного как День космонавтики, свёл знакомство с научно-документальным фильмом, где обо всём этом как раз и рассказывается.



“Обливион” | “Oblivion” (США, 2013)
Режиссёр: Джозеф Косински
Авторы сценария: Джозеф Косински, Карл Гайдусек, Майкл Арндт
В ролях: Том Круз, Андреа Райзборо, Ольга Куриленко, Морган Фримен, Мелисса Лео, Николай Костер-Вальдау, Зоуи Белл
Композиторы: Энтони Гонсалес, Джозеф Трапанезе, M83

"And how can man die better
Than facing fearful odds,
For the ashes of his fathers,
And the temples of his Gods"


70-е годы XXI века; Земля в руинах после масштабного инопланетного вторжения (на него люди ответили применением ядерного оружия, при этом почти уничтожив родной дом), человечество эвакуировалось в космос, а по планете теперь шастают одни лишь дроны, разыскивающие ещё оставшиеся природные ресурсы. Исправность работы дронов отслеживает пара наблюдателей - Джек Харпер (Том Круз) и его жена Вика (Андреа Райзборо), которым для пущей надёжности перед отправкой на миссию стёрли память. Только вот Харперу всё равно не дают спать по ночам какие-то смутные обрывки воспоминаний - и по ним проницательный зритель сразу может сделать вывод: "Дурят нашего брата".

Может также зритель вспомнить и о том, что пару лет назад Джозеф Косински, специалист по созданию рекламных роликов в частности и компьютерных красот в целом, уже пытался поразить воображение широкой публики масштабным то ли сиквелом (формально), то ли ремейком (по сути) считающегося в среде гиков культовым фильма TRON. Получилось в тот раз не очень: и не столько из-за статуса первоисточника - который всё равно помнило и любило не столь уж большое количество людей, - сколько по причине того, что с сюжетом беда. Увлекшись выписыванием на экране размашистой картины виртуальной реальности и проработкой множества спецэффектов, создатели фильма как-то совсем позабыли о необходимости хоть сколько-нибудь увлекательной истории, оставив зрителям возможность два часа кряду наблюдать за торжеством компьютерных технологий над разумом. В итоге фильм в прокате хоть и не провалился (400 миллионов прибыли против 170 миллионов бюджета), однако вторым "Аватаром", на что явно рассчитывали продюсеры, не стал, в восторг критиков и большую часть зрителей не привёл, да и репутацию самого Косински, как нового киновундеркинда, подмочил - в итоге "родной" ему Дисней не пожелал рисковать с очередной идеей умельца, и права на графическую новеллу Oblivion вкупе с кандидатурой самого режиссёра перекупила Universal Pictures.

На первый взгляд кажется, что жизнь режиссёра ничему не научила, и, получив на руки очередной солидный бюджет (на этот раз 120 миллионов), Джозеф пытается поразить публику всё теми же приёмами. Печальный сюжет о вторжении злобных пришельцев скороговоркой рассказывается в первые несколько минут, после чего начинается очередной сеанс демонстрации возможностей мастеров по спецэффектам и компьютерной графике - и всё это озвучивается драматической музыкой, которую проблематично отличить от саундтрека "ТРОНа": просто одних французских "электронщиков" (Daft Punk) сменили другие (M83). И всё это визуально-аудиальное великолепие интересует режиссёра куда больше прочих вещей - даже какие-то подвижки сюжета случаются лишь минуте на сороковой. До того взгляд Косински любовно скользит по серо-бело-голубым пейзажам, отчасти отнятым в Исландии, отчасти дорисованным в "фотошопе", по панелям приборов управления и обшивке дронов, по костюмам героев и интерьерам их обиталища: короче говоря, режиссёр явно хочет, чтобы зритель тоже чувствовал себя здесь как дома (впрочем, нельзя не признать, что энтузиазм Джозефа довольно-таки заразителен).
Когда же дело доходит до сюжета, то тут впечатления двойственные. С одной стороны, Косински и команда сценаристов явно пытались пристегнуть к делу всё, что смогли вспомнить: в итоге происходящее напоминает инсталляцию, куда попали, скажем, и "Космическая одиссея", и "Луна 2112", и "Валл-И", и "Планета обезьян", и "Солярис", и ещё пара десятков других лент, которые каждый сможет опознать сам. Нашлось даже место сериалу Last Resort, над которым трудился тот же Карл Гайдусек, и последнему фильму про Бэтмена, откуда были позаимствованы томик Диккенса, Морган Фримен (и отчасти концовка). Война миров, пришельцы, клоны, дроны, игры с памятью, полёты во сне и наяву, двойное смысловое дно - всему нашлось место, никто не забыт и ничто не забыто (точнее, вспомнится по ходу пьесы). С другой стороны - удивительным образом весь этот коктейль образов и сюжетов в конечном итоге работает. Да, ляпов хватает - и вообще, кажется, в итоге стараются рассказывать поменьше не из соображений конспирации, а потому что не придумали объяснений, - да, чувство меры порой подводит и вторая сюжетная концовка была явно лишней, да, ничего нового тут любителю жанра не расскажут (даже и не попытаются). Но при всём этом фильм, где создатель так влюблён в собственную вселенную, Том Круз цитирует поэму Томаса Маколея, а в самый романтический момент звучит "A Whiter Shade of Pale", заклеймить плохим лично у меня язык не поворачивается. Так что хоть Oblivion ещё не назовёшь уверенной работой мастера, после его просмотра веры в то, что из Косински ещё может получиться хороший жанровый режиссёр, заметно больше.



P.S. Минутка статистики: когда всё тот же "Трон: Наследие" вышел на экраны, его сначала активно ругали, потом стали хвалить, затем... Короче говоря, небольшой опрос для установления ИСТИНЫ:

0 посетителей, 30 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа