2012/10/02 11:00:54
Сегодня разберем один информационный вброс, организованный товарищами журналистами и "оппозиционерами". Для общего понимания, что такое возможно и такое делается.

Тема: Вымышленная пропажа 200 автомобилей "Мерседес", предоставленных для саммита АТЭС во Владивостоке.

Инструменты: Гиперболизация полученной информации, перевирание фактов, твиттер, СМИ.

Планируемый результат: Повышение интереса к персонам, осуществляющим вброс. Репутационные проблемы для АТЭС-2012. Негативное восприятие от АТЭС-2012.

Бюджет: Неизвестен, судя по всему - минимальный.





1. Поиск информационного повода.

Повод: Выдумывается на месте "из ответа".

Что такое "выдумать из ответа"? Это, практикуемый многими СМИ (в основном желтыми) прием создания информационного повода под заказ или для наполнения газеты/журнала/эфира. Заключается прием в следующем: официальному лицу, имеющему хотя бы минимальную ответственную должность, направляется запрос на интересующую тематику, желательно максимально расплывчато. Далее ожидается ответ, от качества которого зависит можно ли его будет использовать при "выдумывании". Чем более расплывчатый и грубый ответ - тем лучше. Из недоговорок создается определенная версия, интерпретация события - она и запускается в медийное пространство. Желательно, чтобы эта версия шла в сопровождении цитаты из ответного письма официального лица, тогда она будет выглядеть правдоподобнее.

В разбираемом случае мы имеем: "Автомобили Mercedes обслуживали мероприятия саммита АТЭС в рамках личных договоренностей ЗАО "Мерседес-Рус" с организаторами мероприятий по транспортному обслуживанию саммита. Комментарии о дальнейшей судьбе использования этих автомобилей департамент промышленности и транспорта дать не может в виду отсутствия информации", - написал и. о. директора департамента промышленности и транспорта Алексей Ширшов.

Отметим, что товарищ Ширнов ответил по существу верно, но очевидно не учел с какого рода СМИ он имеет дело. Далее дело техники: удаляем слова, приписываем свои и получается: "Автомобили Mercedes, обслуживающие саммит АТЭС во Владивостоке, возможно, пропали". Слово "возможно" можно сразу опускать - на то и расчет.


2. Расширение информационного повода. Подробности.

После того, как информационный повод создан и версия событий запущена в медиапространство, необходимо подкрепить эту версию публикациями и ссылками в более значительных изданиях (или у более известных людей на их ресурсах). Желательно для "развернутой версии" в "большом издании" достать или придумать как можно больше различного рода подробностей события, которые заведомо интерпретируются в нужном русле.

Вот что у нас получается на этом этапе: "Последний раз автомобили видели на парковке возле кампуса Дальневосточного федерального университета на острове Русский на следующий день после окончания саммита АТЭС".

Если у противника PR-служба работает хорошо, то на этой стадии она принимает вызов и контратакует запустившее инфопод СМИ/лицо. Так произошло и на этот раз: ЗАО «Мерседес-Бенц РУС» сообщает, что распространенная сегодня рядом СМИ, в частности, медиа-холдингом «Прима Медиа», информация о якобы пропавших 200 автомобилях, которые обслуживали саммит Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества с 2 по 8 сентября этого года на о.Русский неподалеку от Владивостока, не соответствует действительности и является ложной. При этом отмечу, что пресс-служба "Мерседеса" отреагировала много раньше и эффективнее пресс-службы АТЭС-2012.

Однако наличие хороших пиарщиков оппонента не спасает: своевременная реакция лишь снижает накал истерии и цитирования вброса, предоставляет в информационное поле контраргументы.


3. Истеризация версии.

На этом этапе вброс испытывает огонь критики на себе - нанятые или добровольные агенты стараются побороть вброс с помощью фактов и информации из официальных источников (если они этого ничего не находят, то вся ситуация становится мистификацией, но это отдельная тема). У вброса нет больше никакого пути - ему нужна истерика.

Для этого подключаются "имена" - люди известные общественности и согласные добровольно или за плату помогать распространению вброса в медиапространстве вплоть до его бесславной кончины под потоками новой информации и контратакой фактами.

В разбираемом случае мы имеем Яшина (вот как-то так выходит, извини Илья): "Во Владивостоке пропали 200 автомобилей Mercedes, которые обслуживали гостей саммита АТЭС. Масштабно ребята работают на Дальнем Востоке".

Проверять версию на данном этапе будут только те, кому это нужно и/или кто с головой хорошо дружит, остальным нужна истерия и капитал различного свойства. Истеризация позволяет в короткий срок распространиться вбросу по медиапространству.


4. Мифологизация.

В дальнейшем уже опровергнутая, но успешно вброшенная версия события используется как установившийся факт для воздействия на массовое сознание. Пока я не наблюдал, но могу вполне представить, как какой-нибудь товарищ Навальный будет говорить о "пропаже" "Мерседесов" как о факте "ужасающей коррупции" и тому подобном.

Сравнительно дешево и быстро получается миф, который для обработанного вбросом сознания воспринимается как факт и подлежит разбирательству лишь в незначительных случаях.

Такие дела.

Берегите мозги!



190 посетителей, 30 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа