2013/02/15 00:32:35
Вчера на сайте вашей церкви был опубликован посвященный мне доклад вашего первоиерарха епископа Владимира. Доклад этот от 2008 года, и публикацию его сегодня я расцениваю как признание моего участия в делах вашей церкви, которое не могло не увеличиться за прошедшие четыре с половиной года.В свое время, в 2008 году, этот доклад не публиковался.

Ваша церковь мне не безразлична, т.к. я считаю ее одной из частей исторической РПЦЗ и одной из ИПЦ русской традиции, в которой еще сохраняется живая приходская жизнь, но в которой, к сожалению, произошла некоторая катастрофа с епископатом. О подробностях этой катастрофы и о роли в ней лично епископа Владимира многим из вас известно лучше, чем мне, а те, кому неизвестно, пусть лучше узнают не от меня.

Сейчас многие из вас поглощены традиционным русским вопросом "Что делать?" Некоторые обращаются за советом и ко мне. Но я не знаю, что делать, и не должен этого знать, потому что делать надо вам, а не мне. Но я знаю, как узнавать ответы на подобные вопросы, т.к. они встают перед каждым, и методика поиска ответа тут одна: надо стараться и в своей церковно-общественной жизни следовать тем же аскетическим принципам, которым мы все стараемся следовать в жизни личной. В частности, надо смотреть по-христиански, а не по-партийному, и не бояться выносить сор из избы, когда в ней уже невозможно жить.

Сейчас самое время напомнить о том, что происходило в 2007-2008 годах, когда мы с епископом Анастасием договаривались об объединении наших юрисдикций. Предполагалось, что это будет лишь установление взаимного причащения и сослужения клириков. Тогда, как многие из вас помнят (в том числе, и по интервью еп. Анастасия в вашей церковной прессе), еп. Анастасий был полон оптимизма относительно нашего сближения. После того, как весной 2008 года ваш собор принял послание ко всем частям РПЦЗ с призывом к объединению, наша группа внутри РПАЦ, возглавлявшаяся тогда епископом Севастианом, по совету епископа Анастасия, написала в адрес вашего собора (куда в то время входило только два архиерея) ответное официальное послание (15 июня 2008 года) с предложением о объединении на упомянутых выше условиях и даже с возможностью создать общий Архиерейский Собор. Когда мы убедились, что письмо на бумаге получено еп. Владимиром, оно было опубликовано в сети (1 августа 2008 года), т.к. никаких секретных переговоров с вашим архиерейским собором мы вести не собирались, и нам была важна прозрачность -- чтобы все ходы были записаны.

Суть нашего обращения 2008 года составлял следующий абзац:

Итак, от имени нашего Малого Собора РПАЦ мы предлагаем восстановить каноническое общение между нами на тех принципах, которые существовали до 1994 года. Догматической основой для такого восстановления общения является наше общее отвержение ереси киприанизма, послужившей причиной разделения 1994 года, и общее исповедание православной веры. Историко-канонической основой для такого восстановления общения является наше общее происхождение от исторической РПЦЗ, общий корень преемства нашего епископата, принадлежность к общей русской истинно-православной традиции, более того – к той ее части, которая связана с духовным наследием Русской Зарубежной Церкви. В соответствии с каноническим правом наш Малый Собор может сохранить свою внутреннюю структуру и самоуправление, а также временную экстерриториальность своих епархий.При этом высшим органом церковной власти в нашем воссоединенном церковном сообществе нам представляется общий Архиерейский Собор.

Это и сегодня мне представляется актуальным, хотя, возможно, программа создания общего Архиерейского Собора -- это слишком сильное требование.

Суть нашего предложения была хорошо понята (и заранее согласована) с епископом Анастасием, который, разумеется, получил его текст задолго до собора, но нельзя сказать, что в соборных документах она была изложена верно. Там звучала та же мысль, которая и сегодня предпослана редакцией официального церковного сайта докладу еп. Владимира: "Но вдруг, после нескольких лет циничного глумления над нашей Церковью, кощунства и даже богохульства, в 2008 году лже-епископ "Григорий Лурье" через епископа Анастасия Владивостокского и Дальневосточного, неожиданно, без всякого покаяния, просится быть принятым в нашу Церковь в сущем сане." -- Нужно совсем меня не знать, чтобы думать, будто в ноябре 2008 года или в любой другой момент жизни мне бы пришло в голову проситься в вашу юрисдикцию, т.е. в подчинение вашим епископам. Никаких посланий к вашим епископам, кроме опубликованного послания от Временного Верховного Совета РПАЦ, я не писал и не подписывал, и вы сами легко можете в этом убедиться, попросив тех, кто говорит иное, представить какие-либо документы. Но такое искажение моих слов и намерений должно вам лишний раз напомнить о том, насколько вашими официальными церковными каналами искажается все то, что относится к контактам верующих вашей церкви и РПАЦ.

Поэтому еще раз проясню свою позицию в отношении к вашей церкви. Я по-прежнему считаю, что за нее надо бороться, но за ее епископат уже (после ноябрьского собора 2008 года и взятого им курса) бороться бесполезно -- эта борьба проиграна. Но я не могу поощрять кого бы то ни было покидать приходы РПЦЗ(В). Нужно сделать все возможное, чтобы сохранить организацию церкви хотя бы на уровне общин. Идеально -- если не отдельных общин, а групп из нескольких общин. Также не могу сказать, что считаю правильным выход из РПЦЗ(В) отдельных общин (и переход хотя бы и под мой омофор или в РИПЦ). Правильным я считаю другое: усиливать связь между разными общинами РПЦЗ(В), которые оказались сейчас в одинаково трудном положении. Нужно биться до последнего, чтобы искать выход вместе.

Когда (и если) у вас будет организация приходов, выросшая снизу, то вы перерастете ваш нынешний епископат и сами поймете, что вам делать (возможно, и епископу Анастасию сможете объяснить). Конечно, тогда вы сможете перейти под омофор кого-либо из ныне действующих епископов или синодов, но пока еще сохраняется надежда на более хороший для Церкви в целом (не только для вашего "осколка") вариант: чтобы вы сохранили свою особенность как юрисдикции, свой стиль жизни и т.д., для чего самым лучшим решением было бы создание особой церковной группы в общении с другими церковными группами. Для создания такой группы можно обойтись без епископов, а создать просто какое-то временное церковное управление с участием не только клириков, но и мирян. Такая группа могла бы представить своего кандидата для рукоположения в епископы и быть совершенно автономной, либо не представлять такого кандидата, но оставаться самоуправляющейся де-факто под омофором какого-либо епископа де-юре.

Но для этого вам нужно больше разговаривать друг с другом. Причем, не о том, какой епископ что и когда написал или сказал, а о том, как хранить чистоту православия и -- это самое главное -- как не отпадать от церковной и богослужебной жизни.

P.S. В докладе еп. Владимира исповедуется имяборческая ересь. Не надо из этого делать решительных выводов, т.к. этот доклад не стал официальным соборным документом, а с епископом Владимиром и без того было столько проблем, что имяборчество тут ничего не добавило.
0 посетителей, 28 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа