2016/01/14 23:24:04


Я поступил в Бугурусланское летное училище в 1996м году, после 11-го класса школы. Уже почти 20 лет назад... А мне вот все кажется, что это было вчера.

Был очень сложный период. Перспектив не было видно даже в перспективе, существовала лишь надежда на то, что когда-то же должно прекратиться это падение! Тем не менее, падение продолжалось и продолжалось, и работа пилотом очень быстро перестала быть популярной у молодежи.

Таких как я, инопланетян, приехавших в Бугуруслан учиться "на летчика" в 1996м оказалось около 80. После первых двух суббот больше десяти человек решили бросить все и вернуться в более спокойное и безопасное для жизни место.

К государственным экзаменам нас осталось около 50, ну а фактически работают в авиации, наверное, не больше половины.

Был очень сложный период.
--==(о)==--

Тем не менее, я всегда верил в то, что "все будет хорошо", и с первых дней учебы поставил себе целью - чего бы не было, учиться. Учиться хорошо. Чего бы не говорили о том, что "в отряде на диплом не смотрят!", или "лучше выпуститься с красной рожей и синим дипломом, чем наоборот" - я учился.

Хоть и вправду, на мои дипломы ни в одной авиакомпании никто и не посмотрел :)

Безусловно, мне нравились летные дисциплины - Аэродинамика, Самолетовождение, Метеорология, Конструкция Двигателя и Самолета и т.п. Тем не менее, раз уж я решил учиться, то не халявил и с Основами Общественных Наук, Кульутрологией, Авиационной Психофизиологией и проч. Более того, я с удивлением почувствовал, что мне по душе тема авиационной психологии, особенно когда стали изучать предмет Безопасность полетов.

Было очень много часов Английского языка, но от него меня освободили практически после первых занятий, до той поры, пока не стали изучать непосредственно авиационный английский язык.

Согласно традиционной методике обучения, мы все записывали в конспект. С самого раннего детства учеба в летном училище у меня с ними и ассоциировалась - мой отец учился там же, и его красочные конспекты часто привлекали мое внимание - еще будучи малышом я любил разглядывать картинки, которые отец в них рисовал.



Соответственно, когда я сам стал курсантом, у меня был образец для подражания.



Это из конспекта по аэродинамике. Второй курс. Ровно за год до этого, 26.09.1996 я отправился в первое свое путешествие в Бугуруслан.




К моему сожалению, мои конспекты не хранятся так компактно, как их хранил отец. Я смог отыскать только этот, по Аэродинамике (их всего у меня три было, это вторая тетрадь), и конспект отца по Метео.




Полет по коробочке.



Взлет Ан-2




И справления ошибок на посадке



Исправление "Козла"


"Особые случаи в полете и полет в особых условиях"




Спутный след самолета




Формулы :)






Картинка :)


Конечно же, на занятиях я не рисовал.

Приходилось довольно быстро записывать мелким убористым почерком, который, опять же, я подсмотрел в конспектах отца. Но после занятий, я возвращался в "кубрик", и вот там уже доставал карандаши и все раскрашивал. Тогда не было планшетов и Интернета, поэтому времени для этого было чудовищно много.

Как учил?

Сначала разбирал все нюансы очередной темы, чтобы не оставалось ни одного непонятного момента. А затем брал и тупо зубрил.

Как зубрил? Сначала на память учил, а потом брал черновик, и из памяти писал то, что выучил.Рисуя графики, таблицы и рисунки. И так я делал по всем основным дисциплинам.

Когда учил конструкцию двигателя АШ-62ИР, то в свободное время приходил в класс, в котором этот двигатель (самолета Ан-2, история двигателя ведет в 30-е годы к какой-то иноземной фирме) был представлен в разрезе.

И учил.

Периодически садился за повторение... от начала года. В итоге, после такого подхода к экзаменам я подошел со способностью написать конспекты по аэродинамике, СВЖ, метео и конструкции по памяти. К госэкзаменам я не готовился вообще.

--==(о)==--



Возможно, в Вашей голове сформировался образ некого зубрилки-ботаника, который только и делал, что корпел над книжками :) Нет, это занимало гораздо меньше времени, чем мне даже самому представляется сегодня. Я занимался спортом - играл за сборные по баскетболу и настольному теннису, а еще моим любимым занятием было летать на тренажере Ан-2.

В дни, когда я назначался дневальным, сделав все дела, я шел в тренажерный центр, и Игорь Андреевич Сазонов, оч-чень своеобразный дед (еще отца моего учил, был, по-моему, у него командиром авиаэскадрильи), всегда шел мне навстречу, и тратил свое личное время на мои тренировки.

- Ну что тебя все в право тянет! У тебя, что, правое яйцо тяжелее левого?, - кричал Игорь Андреевич в мой самый первый полет. Помню, я вышел из тренажера красным от стыда, но полный решимости доказать, что с "этими самыми" у меня все нормально.

Начиная со второй "сессии", к которой я очень основательно подготовился теоретически - все стало получаться. И с каждым разом все чище и чище.

Я фанател с полетов, даже на таком тренажере, каким был у старичка Ан-2! - тренажер в те годы представлял из себя кабину, стояющую неподвижно, без какой-либо "картинки" за "окном". То есть, все полеты проходили исключительно по приборам.

Если не ошибаюсь, по курсу обучения надо было налетать 60 часов. Я их налетал, а сверх того налетал как минимум не меньше. И ведь не просто приходил "покататься" - Игорю Андреевичу это казалось не интересным. Он постоянно гонял меня по задачкам - "выйти на заданный пеленг под таким-то углом", или "выполнить полет по маршруту с таким-то ветром".

--==(о)==--



Мне очень нравилось учиться несмотря ни на что. Ни на отсутствие бензина, из-за чего сложилась огромная очередь из курсантов, 91..93..94..95 годов набора. Ни на полубандитские, полузэковские отношения в городке Бугуруслане вообще и среди "будущих пилотов" в частности, такие популярные в 90-х.

Не очень-то хочется писать об этой стороне учебы, но, поверьте, это очень сильно демотивировало, низлагало саму профессию. Говорят, сейчас в летных училищах нет такого беспредела, который царил тогда - очень рад за сегодняшних курсантов.

А у нас было непонятно что...  В армии это называется "неуставными отношениями", но у нас, конечно же, устава не было, а жизнь строилась "по понятиям". Было очень много уголовщины, но ведь никто никого не выдает, это ж ведь, не по-курсантски? Когда инструктор утром на построении видел очередное разбитое лицо, всегда оказывалось, что это "шел с бани, напали местные". Хрена с два. Местные нас не любили, но при всем при этом они представляли гораздо меньшую опасность, чем дядьки-армейцы, набора 1991, прошедшие кто спецназ, кто ВДВ, и вернувшиеся после армии в летное училище, чтобы увидеть отсутствие бензина на полеты. После окончания теоретической части всех отправляли домой, а по мере поступления "бочек" (ж/д цистерн) с бензином, вызывали - по одному, по два, по четыре... Кроме этих, хватало головорезов и на курс-два старше. То есть, на один первый курс приходилось единовременно минимум три поколения "дедов", а иногда и больше.

* * *
С мечтой летать пришли сюда
Дорога вверх казалось ясной.
Нырнуть хотелось в облака,
Но казалось, что напрасно.

Нас сразу взяли на испуг-
Учиться надо очень долго.
И может быть, что трудный путь
Не сможет принести нам толку.

Для командиров мы никто,
Их мы за это уважаем
Нас унижают ни за что,
Что будет дальше, мы не знаем.

Жизнь трудна, но впереди
Кого-то ждет конец Пути..
И может быть, им буду я,
А может быть, им будешь ты..


Кроме прочих увлечений, я весьма дружен с гитарой. Эти строчки я написал на первом курсе, когда мы уже вдоволь "насладился" жизнью. Помните, я написал про "первые две субботы?"

Хех. Когда ты просыпаешься от того, что твою дверь с косяком выломали, и какой-то двухметровый детина с носом, из которого кровь хлещет на его тельняшку и твою кровать, хватает тебя за грудки и говорит: "Пойдем еб..шиться!", а потом бросает тебя и пытается открыть окно, обещая выбросить всех нахрен...



Короче, было непросто.

А в первую неделю я пел вот так :)
* * *
Зарей окрашен небосвод.
Спешу к тебе, мой самолет...

Встречает радостно меня
"Привет, мой Друг!", - сказал и я.
"Ну что же ты, готов?!" Вперед
Несет меня мой самолет...

Небеса! На крыльях облака!
И под крылом земля, а впереди звезда!
А впереди звезда мерцает и зовет
Неси меня быстрей! Вперед, мой самолет!

Поет мне песню твой мотор
И я вступаю в разговор...

Мой самолет, неси меня
Вперед и вверх, прошу тебя!
Смотри земля, ведь я - Пилот!
Вся жизнь - Мечта! Вся жизнь - Полет!

Небеса..

и бла-бла-бла.


Вся жизнь - Мечта, вся жизнь - Полет!

"Полетали" мы неплохо. КТо-то меньше, кто-то больше. Но так или иначе, успели полетать все...

...Три курсанта возвращались домой после поездки в город. У самых ворот училища их встретили нетрезвые "деды", на год постарше, и без предупреждений отметелили без какого-то видимого повода так, что двоим пришлось расстаться с мечтой об авиации - село зрение.

Конечно же, виновными пострадавшие назвали "местных"... Ведь курсант "своих" не выдает!

Это полный п (четыре точки) ц!

Жизнь по "понятиям".

--==(о)==--



Недавно я получил комментарий от курсанта летного училища, который интересовался: "стоит ли излишне напрягаться, лезть из кожи вон, учиться, если перспективы трудоустройства очень туманны? Может, не стоти тратить особые усилия на второстепенные, ненужные предметы?" (примерное содержание комментария было именно таким).

В те годы такой подход, следует понимать, был очень моден. Учитывая сложную обстановку вокруг, найти мотивацию для учебы было крайне проблематично. Тем не менее, я ее как-то находил, хотя проблем было еще больше, чем я успел выше рассказать.

Я верил, что судьба обязательно предоставит шанс тому, кто будет со своей стороны стремиться делать все, что от него зависит. Судьба - это такой лихой парень, с единственным вихром на лысой голове. И когда он пробежит перед тобой, твоя задача - уцепиться за вихор и не отпускать. Но это требует определенных умений.

FLY SAFE! Истории из жизни "зажравшихся" пилотов - в тему

Так вот, парни! Развивайте знания и умения! Не позволяйте соблазнительной лени взять верх над вашей Мечтой!

Будучи курсантом сегодня, Вы должны делать то, что можете сделать именно сегодня - учиться, учиться и еще раз учиться. У Вас нет в этом периоде иного способа повысить свои будущие шансы, кроме как учиться, учиться и учиться. Грызть, грызть, грызть гранит.

Времена, когда не смотрели на оценки в дипломе закончились. Мы - смотрим. Поэтому, при прочих равных, мы возьмем того, у кого средний балл выше.

Очень соблазнительно слушать говорунов, которые сами ни хрена не учатся, и вокруг себя распространяют слухи, что "мол, неважно, как ты учишься, возьмут только блатных, поэтому, зачем стараться?".

Не соблазняйтесь, учитесь.

Как я говорю в полетах, когда ситуация начинает, сначала пахшая керосином, вдруг благополучно разрешается: "Когда летят нормальные парни, даже грозы отступают"

Будьте "нормальными парнями". Вкладывайте в своего лихого "вихрастого" паренька уже сегодня. Пусть ленится другой, но не Вы.

Удачи и успехов!

FLYSAFE

44 посетителя, 95 комментариев, 69 ссылок, за 24 часа