Хорошую тему подкинули в комментариях. Я подумал, что она стоит того, чтобы вынести ее в отдельную запись. Давайте поговорим о том, насколько правильно в авиации обращаться друг к другу на "ты" или "Вы" .
Вся молодежь обязательно сталкивается с этим вопросом, когда приступает к работе в авиакомании. Казалось бы, что тут непонятного? Невежливо обращаться к старшим по возрасту и/или "по званию" на "ты". О чем тут можно разговаривать?
Но это ж авиация. Тут куча своих неписаных правил, которые очень часто превращаются в понятия, и различаются не только от авиакомпании к авиакомпании, но даже от человека к человеку.
И вот это: "...я получил пилотское образование в среде, где пилоты обращаются друг к другу исключительно на "ты"." - оно довольно распространено.
Поделюсь своим личным опытом.
--==(о)==--
Сегодня молодому пилоту не приходится ощущать на себе кучу пристального внимания, связанного исключительно с его молодостью. Он не один такой - как правило, в большой авиакомпании много пилотов его возраста, или чуть постарше. Мне же пришлось начинать "самым молодым". Я начинал работать вторым пилотом Ан-2, мне было 20 лет, а самому молодому командиру - далеко за 30. Затем я работал на Ту-154 в "Сибавиатрансе", где разница в возрасте между мной и остальными членами экипажа была еще более значительна. Потом пришел в "Сибирь", барнаульский филиал, и, опять же, стал самым молодым - значительно моложе, чем какой-либо второй пилот, не говоря уж о командирах.
Ну и так далее.
Конечно же, будучи самым молодым, я поначалу обращался ко всем исключительно на "Вы". Пока однажды, мой командир не решил мне объяснить, что "в авиации принято обращаться на "ты"".
И потом, работая на Ту-154, я не раз слышал это "мнение", и даже почти в него поверил. Раз говорят, значит, так и есть? Им же лучше знать? Они же дольше меня в авиации работают? Находясь под пристальным вниманием, как "самый молодой", я всячески стремился работать так, как мне говорят.
Возможно, основанием для такого мнения служила распространенная в те годы практика полетов в закрепленном составе экипажа - КВС, второй пилот, бортинженер могли месяцами, а то и годами летать вместе, образуя самую настоящую летную семью, в которой, действительно, рано или поздно все переходят на "ты" (но бывали и исключения).
К тому же, я никогда не слышал противоположного мнения - что в авиации принято обращаться "на "Вы".
Тем не менее, я ощущал значительный дискомфорт от того, что обращался "на "ты" к старшим, даже если они сами на этом настаивали.
Поэтому я не могу согласиться с тем экзаменатором, который готов ставить "фейл" за обращение "на "ты".
--==(о)==--
Если вернуться к CRM, то в первую очередь, обстановка в кабине должна благоприятствовать комфортной работе. Если молодой второй пилот стесняется обращаться к Капитану, и, тем паче, экзаменатору, на "ты", то и не стоит его заставлять делать это. Утверждение "наша жизнь зависит от того, обратишься ты ко мне на "ты" или на "Вы"" требует дополнительных исследований, прежде чем брать ее на веру.
Я на личном опыте убедился, что разные "старшие" относятся к этому по-разному, а мнение "в авиации все на "ты"" - это личное убеждение некотрых индивидуумов, которое не является общей практикой.
На мой взгляд, произнеся подобную фразу, экзаменатор заложил мину замедленного действия - однажды такой пилот полетит с командиром, который считает, что к нему надо обращаться "на "Вы", и дело закончится конфликтом.
Доброхоты как-то донесли до меня, что "Окань невежливый, на "ты" разговаривает, совсем Командиров не уважает. Вот же ж молодежь пошла!"
Вот же ж молодежь!
--==(о)==--
Взрослея, переходя с должности на должность, я уже сам столкнулся с проблемой "ты или Вы?", теперь по отношению ко мне, старшему.
Я сделал выводы из прошлого опыта, и никогда не говорил молодежи такую романтическую глупость, как "в авиации все на "ты". Я предлагал не стесняться обращаться ко мне на "ты", но не говорил, что это нормально и при обращении ко всем другим. Более того, т.к. я общался с молодежью, которой предстоит работать в нашем коллективе, то давал кое-какие советы по отношению к тем или иным индивидуальностям. Ведь "российский CRM это такой CRM"...
Статья: Второй пилот - оплот CRM в экипаже
И чем старше я становлюсь, тем отчетливее вижу, какой дискомфорт вызывает у хорошо воспитанной молодежи обращение "на "ты". Поэтому я не насилую - если ему удобнее "на "Вы", пусть обращается на "Вы". Если "на "ты" - я не надуваю щеки, меня это не задевает. Я еще не настолько стар, чтобы на это обижаться :)
Есть у нас инструктор, из молодых, который упорно называет меня "Денис Сергеевич" и обращается исключительно на "Вы". Хотя мы знакомы уже давно, и я не рази не два предлагал ему не стесняться. На что он мне честно сказал - он так воспитан, ему сложно вести себя по-другому, это вызывает дискомфорт.
Англичане сделали просто - чтобы не мучиться, используют 'you'. То есть, "Вы". Так что, не знаете, как обращаться к командиру? Разговаривайте с ним на английском!
Шутка.
* * *
Итак, что я могу посоветовать?
- Придя в новый коллектив, не парьтесь, обращайтесь к людям "на "Вы".
- Если Вы услышите фразу "в авиации все на "ты" - не спешите следовать этой установке. Попросите уточнить, кто такие "все"? Уверен, узнаете много подробностей, и выяснится, что и среди всех есть исключения, и таких исключений много.
- Если Вы пришли на вылет, и очередной Командир ВС Вам не знаком - обращайтесь к нему на "Вы", если он САМ не попросит об обратном.
- Если требование обращаться "на "ты" вносит в Вашу работу дискомфорт - так не стесняйтесь сказать об этом!
Приветствуется профессиональное, вежливое, доброжелательное общение. Хороший КВС еще в штурманской комнате создаст необходимый настрой и доброжелательную рабочу атмосферу, в которой каждый член экипажа не будет стесняться задавать вопросы, и выражать свое мнение.
Но ни в коем случае нельзя перегибать палку - "КВС - рубаха-парень" является угрозой ничуть не меньшей (если не большей), чем "КВС-Царь".
А Вы, уважаемые читатели, как считаете?