2012/12/14 19:03:05
Я хотела бы тему сегодня посвятить базовым техникам акварели. Может быть, с этого стоило и начинать, хотя, думаю, большую часть того, о чем пойдет сегодня речь. Вы уже интуитивно нащупали. Но все же давайте поговорим о

Вообще, акварель – краска своенравная, и все равно, как ни старайся, после высыхания она будет выглядеть не так, как до. Наверное, именно этим она и интересна.

Вы уже обращали внимание, что при заливке пятна краска стремится собраться по краям, создавая контуры. Эти контуры после высыхания краски исправлять крайне нежелательно, они порождают грязь и разводы. Что делать? Регулировать количество воды, в зависимости от поставленной вами задачи. Кстати, если краска еще не высохла, излишки можно снять, легко прикоснувшись еле влажной кистью, салфеткой, смягчить водой.

В результате нанесения заливки можно сформировать на всей поверхности бумаги непрерывный, бледный тон, который действует в качестве объединяющего цвета заднего фона для последующих накладываемых заливок. С другой стороны, заливка может содержать тональные градации — от светлых до темных или от темных до светлых — для обозначения, например, постепенно светлеющей тональности небосвода в направлении линии горизонта. Заливки могут модифицироваться в результате добавления чистой воды с помощью губки или удаления краски различными способами, а также нанесения красок поверх замаскированных участков. Внешние характеристики заливки зависят от нескольких факторов, таких, как тип пигмента, способ нанесения, природа и свойства бумажной поверхности и, кроме того, степени влажности основы перед нанесением заливки.

Потренируйтесь выполнить заливки. Для этого возьмите лист бумаги А4 (альбомная), можно самую простую, разведите краску (очень важно краски разводить даже с запасом, если вдруг заканчивается нужный замес, подобрать очень точный крайне сложно), широкой кистью покройте все пространство листа одним цветом. Постарайтесь добиться ровного цвета, без полосок. (Практическое задание 1).

Помните, что при высыхании тональность заливки слегка осветляется по сравнению с ее тоном в момент нанесения. Глубину тона можно оценить непосредственно перед нанесением заливки на рабочую поверхность: просто обработайте краской небольшой кусок бумаги и быстро высушите его с помощью фена.

Другая не менее интересная техника акварели - рисование мокрым по мокрому. Для этого возьмите лист бумаги А4, влажной губкой легко смочите его (равномерно) и попробуйте выполнить заливку всего листа. Так уже интереснее, правда? Теперь попробуйте капнуть где-нибудь каплю краски другого цвета, посмотрите, как она себя ведет. Помогите ей кистью, постарайтесь ее аккуратно смешать с фоновой краской. Этот метод вполне приемлем в рисовании, зачастую мы смешиваем краски уже непосредственно на рисунке.

Такой способ работы позволяет получить легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами. Особенно успешно этот метод используется в пейзажной живописи.

Техника A la Prima. Это живопись по-сырому, написанная быстро, в один сеанс, при которой создаются неповторимые эффекты разводов, переливов и перетеканий краски.

Попадая на влажную поверхность бумаги, краска растекается по ней неповторимым образом, делая картину легкой, воздушной, прозрачной, дышащей. Не случайно, работу, выполненную в такой технике, практически нельзя скопировать, так как каждый мазок по мокрому листу уникален и неповторим. Сочетая различные цветовые комбинации с многообразием тональных решений, можно добиться удивительных переливов и переходов между тончайшими оттенками. Метод а-ля прима позволяет сохранить максимальную свежесть и сочность рисунка.

Интересен способ работы по фрагментарно увлажненному листу, когда он смачивается не полностью, а лишь в некоторых конкретных местах. Длинный мазок, захватывающий как сухие, так и влажные области бумаги, приобретет неповторимые очертания, соединив, при своей общей непрерывности, четкие контуры в сухих местах с «растекшимися» в увлажненных. В будущем я обязательно сделаю обзор по мастеру такой акварели, Константину Куземе.


Источник

Посмотрите, пожалуйста, как он работает:


Просачивание воды в заливку. Поле завершения заливки добавляется небольшой объем воды с помощью чистой кисти. Вода оказывает немедленное и непосредственное воздействие на характер заливки по мере проникновения в структуру ее краски. В результате появляются эффекты, похожие на облака. Очень желательно делать этот эффект, когда заливка уже подсохла, но еще не высохла окончательно.

Многослойная акварель (лессировка). Лессировками называется способ нанесения акварели прозрачными мазками (как правило, более темные поверх более светлых), один слой поверх другого, при этом нижний всякий раз должен быть сухим. Таким образом, краска в разных слоях не смешивается, а работает на просвет, и цвет каждого фрагмента складывается из цветов в его слоях. При работе в этой технике можно увидеть границы мазков. Но, так как те прозрачны, это не портит живопись, а придает ей своеобразную фактуру. Мазки выполняются аккуратно, чтобы не повредить и не размыть уже высохшие живописные участки.

Смывание
Мы можем создать целый ряд выразительных эффектов, используя технику смывания (смывки) высохшей краски, нанесенной на поверхность бумаги ранее. Большинство видов бумаги, как и. собственно, сами краски, по разному отзываются на технику смывания.

Смывание часто используется в течение процесса живописи для формирования дополнительных тонов и создания в акварельной работе ощущения пространственной глубины. Смывание, как правило, выполняется на относительно тяжелых видах бумаги, способных противостоять процессам повторного увлажнения, выскабливания и очередного нанесения краски.

Попробуйте на листе А4 (третье учебное задание) сделать однородную заливку (достаточно густо), дождитесь высыхания. Далее быстро смочите лист, и крупной, желательно жесткой, едва влажной кистью, попробуйте смыть часть краски, чтобы сделать рисунок облака.

Очень важно использовать эту технику только при работе с очень хорошей бумагой, плотной и качественной. Хотя для учебной работы можете хорошую бумагу, конечно пожалеть.

Процарапывание. Зачастую на залитом пространстве нужно создать более светлые области, мы можем использовать эффект процарапывания – когда ножом процарапываются (очень аккуратно!) нужные местах.

Резерваж – это часть листа, которая сохраняется белой в процессе живописи. Добиться этого в акварели мы можем двумя путями – либо изначально помечаем эти места и в процессе старательно обходим их, либо заполняем их специальной маскирующей жидкостью, а после завершения работы – удаляем ее. Маскирующие жидкости могут использоваться практически на любой стадии развития картины, препятствуя попаданию краски на закрытые ими участки. Крайне важно при их использовании работать ненужной кистью – они очень быстро убивают кисти, и дождаться полного их высыхания на листе. По окончании работа резерваж просто скатывается пальцем. В качестве маскирующей жидкости можно использовать воск, парафин, восковые мелки, но они уже с работы не снимаются.

Домашнее задание.
1. Выполните три практических задания, указанные в тексте.
2. Сделайте таблицу смешивания красок. Для этого расчертите большой лист бумаги сеткой, в которой будет столько же столбцов и строк, сколько есть красок в Вашем наборе, и поочередно заполните столбцы и строки по очереди всеми красками из вашего набора. В результате Вы получите что-то похожее. Это упражнение выполнять не обязательно, но крайне желательно, оно важно для изучения свойств ваших красок.



3. Учебное. Найдите три красных предмета и кусочек ткани красного цвета (либо любого другого цвета, но чтобы и предметы, и ткань и ткань одновременно), поставьте натюрморт с драпировкой – так, чтобы ткань легла складками, а предметы частично перекрывали один другой и нарисуйте этот натюрморт.
4. Творческое. Нарисуйте рисунок по выбранной творческой теме.

Прошу показывать мне только учебное задание и творческую работу. Рисуйте несколько вариантов, но выкладывайте, пожалуйста, мне только один – самый лучший на ваш взгляд.
1100 посетителей, 19 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа