2012/03/01 15:29:01

 «Около пятидесяти женщин уже неделю живут в палаточном лагере у здания местной администрации. От пищи отказываются, пьют только воду. Положение усугубляет погода: последние дни в Байкальске шли дожди, и было очень холодно. Женщинам помогли местные предприниматели, которые привезли тенты, чтобы укрыть палатки и сотрудники районного отдела милиции, они подвезли к лагерю передвижной вагончик с мини-печкой, куда протестующие периодически ходят греться».

Это отчет об одном из протестных митингов, связанных с ситуацией вокруг Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Он прошел несколько лет назад. И тем интереснее будет узнать – хотя бы по прошествии этих самых лет – что эта акция была направлена на ВОЗОБНОВЛЕНИЕ работы комбината, или по крайней мере – его цивилизованного закрытия с предоставлением работы сокращенным сотрудникам.

У нас удивительный народ, выступающий как один за все хорошее – и также обычно не интересуясь последствиями. Вот одно из увлечений населения России – решение сложных экологических задачек, параллельно загаживая собственный двор, разумеется.
Самый яркий и громкий пример – Химкинский лес, когда борьба за сохранение старой, непрезентабельной дороги между двумя крупнейшими городами страны, стала ассоциироваться как борьба между проклятыми властями (ратующими за модернизацию полотна) и оппозицией (пара гектаров легких планеты перевесили жизни сотен людей, ежегодно разбивающихся на трассе). В итоге, победила «гуманность».

Менее раскрученный, но более длительный сюжет – борьба за чистоту озера Байкал. Сразу оговоримся – цель куда благороднее, чем химкинская эпопея. Но со своими нюансами и своими мифами, созданными специально или рожденными в воспаленных головах, но точно рассчитанных как раз на рукопожатную общественность.

Давайте сразу оговоримся – закрытие БЦБК есть вещь абсолютно разумная и необходимая в условиях XXI века. Действительно доказано, что работа комбината наносит вред уникальной природоохранной зоне и сказывается на перспективах Байкала как рекреационного объекта мирового уровня. Хотя, например, мало, кто знает, что вредные выбросы в атмосферу города Ангарск аж в 100 раз превышают аналогичные со стороны БЦБК (пруф).  

Давайте разберемся с основными мифами вокруг БЦБК:

Миф №1 – «власти ничего не хотят делать в этом вопросе, все так и останется».

  • Создание в 2012 году Иркутской области группы по подготовке предложений по перепрофилированию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината;

Эта рабочая группа создана в целях исполнения поручения премьера Владимира Путина.
По словам губернатора Иркутской области Д. Мезенцева, предложения по перепрофилированию Байкальского целлюлозно-бумажного комбината должны также касаться развития моногорода Байкальска и Слюдянского района. К составлению документа привлечены экологи, экономисты, представители общественности. Предложения будут направлены до конца марта в Правительство РФ.

  • До создания специальной группы по подготовке предложений – обращение Правительства Иркутской области совместно с министерством экономического развития России к первому заместителю председателя правительства РФ Игорю Шувалову с инициативой проведения совещания по вопросам развития БЦБК;
  • Предложение Минприроды Иркутской области областному Минэкономразвития в 2012 году в рамках научно-исследовательских работ провести поиски и оценку подземных термальных и радоновых вод на побережье озера Байкал в районе города Байкальск (Слюдянский район);

Обнаружение подземных термальных и радоновых источников позволит создать на их базе предприятия курортно-санаторного назначения, которые частично могут стать альтернативой работающему на комбинату.

  • Предложение депутата Государственной Думы РФ от Республики Бурятия Михаила Слепенчука создать институт омбудсмена озера Байкал (подобен институту уполномоченных по правам человека и ребёнка).

Все эти инициативы проходят на фоне относительно недавних заявлений представителей властей как федерального (премьер Владимир Путин), так и регионального (губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев) о необходимости окончательного решения «байкальского вопроса».

Миф №2 – «комбинат и его владельцы только загребают деньги, паразитируя на народном достоянии».

А вот ряд инициатив БЦКБ за последние годы, которые были призваны сократить долю вредных веществ, сбрасываемых в Байкал:

  • Сокращение БЦБК в 2011 году отходов в 130 раз;
  • Разработка учеными Лимнологического института способа ликвидации отходов БЦБК; 
В результате пруд, в настоящее время наполненный экологически опасными отходами, перейдет в состояние твердого грунта. После добавления на эту территорию почвы она станет пригодной для высадки деревьев и застройки объектами недвижимости.
  • Презентация БЦКБ миссии ЮНЕСКО стратегии своего развития.

В частности, предусматривает создание производства беленой целлюлозы путем кислородного отбеливания, которое позволит предприятию полностью отказаться от использования хлора и перейти на замкнутый цикл водооборот.


Миф № 3 – «чтобы закрыть БЦБК требуется только политическая воля и подпись на документе».

В наглядной несостоятельности такого предположения жители Иркутской области смогли убедиться в 2008 году, когда было принято решение о приостановке работы комбината. В результате около 2 тысяч человек, жителей Байкальска, остались без средств к существованию. Для справки: все население города составляет около 14 тысяч человек. Таким образом, нехитрая калькуляция подсказывает, что каждый 7 житель города в результате остался без работы.

В итоге спустя почти 2 года было принято обратное решение – о временном восстановлении работы БЦБК. 

Кстати, по подсчетам экспертов, затраты на закрытие БЦБК оцениваются в 600 млн. долл. (более 18 млрд. руб.).
Таким образом, потенциальная ситуация социального взрыва и огромные финансовые средства, необходимые для закрытия комбината, и являлись первопричинами размеренности в решении проблемы.
В этой связи вызывает недоумение позиция прогрессивных протестных групп, которые сегодня могут защищать жителей моногородов и требовать от государства выделения субсидий для поддержания предприятий, дающих жизнь целым городам, но уходящих в тень, когда вопрос касается Байкала и БЦБК. И дело даже не в их позиции - выше уже было сказано, что Байкал является истинным достоянием страны, требующим должного к себе внимания,- а в том, как предлагается разрубать «гордиев узел». И не важно, что потом, скорее всего, ровно те же люди будут отчаянно защищать интересы «брошенных государством трудяг».


Так или иначе, последние инициативы губернатора области Дмитрия Мезенцева (среди которых выделяются озвученное решение побороться за право принять в Иркутске зимние Олимпийские Игры в 2028 году и развитие экономической зоны туристско-рекреационного типа  «Ворота Байкала» в Слюдянском районе) недвусмысленно свидетельствуют о том, что наконец к властям пришло осознание того, что территорию Байкала можно и нужно использовать эффективно.

Учитывая, что решение о перепрофилировании БЦБК нужно принять до 15 августа 2012 г., когда у комбината закончится право на промышленное использование воды Байкала, в ближайшие месяцы мы станем свидетелями долгожданной развязки одного из главных экологических вопросов страны за последние десятилетия. Более того, есть все основания предполагать, что повторения «химкинского» сценария не произойдет и возобладает здравый смысл - когда интересы природы и человека совпадут.

2100 посетителей, 7 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа