2012/04/05 21:32:12

Спасибо за идейный пламень…

Мы всегда встречаемся с чем-то,

чего не замечали раньше,

что поражало нас своей красотой,

 неожиданной мудростью,

неповторимостью.

Д. С. Лихачёв «Письма о добром»


Книга Дмитрия Сергеевича Лихачёва была вручена мне почти насильно. Каково было мое удивление, когда с ироничным «надо» я открыл «Письма о добром» и долго-долго читал, медленно чувствуя, как приходит ко мне немое восхищение. Никогда я не созерцал в одном месте столько мудрых, душевных и очищенных мыслей!

Стремительно прочитав книгу, я снова и снова возвращался к  ней, лихорадочно выписывая цитаты для будущей статьи. В моей голове невольно зарождались идеи, а предвкушение творчества неустанно подгоняло их к заключениям своей властной силой.

И вот скоро мои идеи окажутся перед вашими глазами, одушевлённые, прежде всего, исключительными порывами к доброте и памятью о былой культуре; пробудившие во мне бушующий огонь, искры которого не могли воспламениться без ветра, имя которому – Дмитрий Сергеевич Лихачёв! 


«Тусклые краски картины Вечности»

В жизни есть какой-то уровень счастья,

от которого мы ведём отсчёт,

как ведём отсчёт высоты от уровня моря.

Д. С. Лихачёв «Письма о добром»


«Память культуры» – письмо, которое вдохновило меня, как мысли о признании некогда вдохновляли великих поэтов XVIII века. Сначала меня поразил изящный переход от экологии биологической к экологии нравственной, а после прочтения строчек: «Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое…» - я надолго погрузился в мир, давно мне знакомый – мир, где ожидаешь прихода мысли.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своих письмах уделил огромное внимание понятию доброты, истории, личности и воспитания, но, к сожалению, мало упомянул о Красоте и Любви. А ведь у всех этих слов есть один общий признак – они все являются частью Вечности. А прошлое, о котором он так часто упоминает, – это и есть Вечность, которая, в свою очередь, включает в себя значение истинных культурных идеалов – основу воспитания последующих поколений.

Возможно, раньше не могло возникнуть даже мысли о том, что эталоны высоких стремлений вдруг скажут людям: «Дамы и господа, оставьте свои надежды на проявление великих чувств, так будет проще», но теперь эти мысли не только возникают, а возникают ещё и на основе увиденного и услышанного!

Истинное понимание красоты и любви в современном обществе практически утратило своё былое, совершенное значение. Сейчас эти возвышенные чувства опустили тот самый «уровень счастья», который определяет их степень восприятия. Степень эта стала ниже третьей или второй, она стала первой – стала чем-то приземлённым, бессмысленным!

Воодушевленные погоней за любовью, молодые люди забывают о её волшебном назначении – даре, который даёт она тем, кто искренне любит, не ставя на первое место плотские наслаждения или банальное избавление от одиночества.

Погоня за любовью в двадцать первом веке – это своего рода безрассудная командная эстафета глобального значения, победив в которой, люди навсегда разрушат память об идеалах Вечности.

«Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно», – писал Дмитрий Сергеевич в письме «Молодость – вся жизнь». Страшно даже подумать, что нынешнее поколение передаст своим потомкам… Неграмотную, пошлую речь, насыщенную матами, или бездумные признания в любви, которые произносятся сейчас с частотой смены времени суток? А может быть, это будет исключительно невероятное стремление к получению высокого статуса в обществе за счёт повышения по карьерной лестнице?

Если в первых двух случаях последующие поколения, потерявшие былую память о вечной культуре, не заметят каких-либо определённых изменений, то последнее, если верить словам Лихачёва о том, что «главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная…», просто не будет приносить удовольствия от жизни, которое и так медленно сменяется псевдорадостью одиночных псевдопобед.

«А что же Красота?» - спросите вы? А Красота никуда не исчезнет, она лишь изменит свою форму, потеряет былой смысл,  и то, что раньше вызывало восхищение – ухаживание за девушкой месяцами, чтобы добиться её единственного поцелуя, или получение истинного эстетического наслаждения от произведения искусства – очень скоро будет вызывать лишь насмешки, сопровождаемые покручиванием пальца у виска. И не потому, что люди теряют вкус жизни – хотя это тоже существенно – а потому, что у них остывает желание обращаться к былой культуре, может быть, втайне надеясь на появление гениев современности.

Будущее Красоты и Любви видится мне в каких-то тусклых красках, безобразность которым придаёт небрежное нанесение их на картину Вечности теми, кто напрасно называет себя художником.

Так что к словам Дмитрия Сергеевича: «Творчество – оно беспрерывно. Так что жизнь – это и есть вечное созидание», -  остаётся лишь добавить: творчество не всегда является созиданием истинных художников. 

Дмитриев Дмитрий

0 посетителей, 0 комментариев, 2 ссылки, за 24 часа