2012/11/13 21:42:56

Originally published at cynicanonimus site. You can comment here or there.

В очередной раз убедился, что никакая предосторожность в общении с менеджментом заказчика, как бы смешно и параноидально она не смотрелась, не бывает лишней. Впрочем, начнем издалека.

Работа в команде разработчиков, если очень упрощенно, организована следуюшим образом: есть основная линия разработки (т.е. некий код программ(ы). Каждый разработчик получает задание от менеджера, и делает себе копию этой самой основной линии, называемую бранчем (branch). После того, как работа выполнена, команду тестеров уведомляют о том, что такой-то бранч готов, и его можно тестировать.

Дальше у тестеров ихонный тестерский альфа-самец раскидывает задачи по тестированию между тестерами, и спустя некоторое время они выдают вердикт: "все ок", или "вот там-то и там-то вылез косяк". Если вердикт "все ок", то разработчик получает следующее задание от своего менеджера, а если вылез косяк, что бывает куда как чаще, то цикл повторяется до тех пор, пока бранч не будет признан пригодным для отправки в эксплуатацию. Это если очень кратко и очень примитивно (я специально оставил за кадром массу подробностей).

По каждому из своих бранчей я веду следующую статистику:
- когда начал.
- что именно делал (по дням недели и числам).
- сколько именно времени я это делал.
- когда отослал тестеру.
- когда получил от тестера.
- кто именно инициировал те или иные изменения в коде, когда, в какой форме (беседа, письмо) это было сделано.

Один из бранчей тянулся не много не мало с начала сентября. Унутренний голос сегодня утром сообщил мне перед первой чашкой кофе, что грядет бледный всадник Апокалипсиса, и надо бы посмотреть, что у меня со статистикой по этому бранчу.
А надобно заметить, что у меня в производстве бывает до 7-ми бранчей одновременно, каждый из который представляет из себя как минимум одно задание (бывает и сильно больше) и посему статистика ведется не оперативно (меня не для статистики нанимали) а когда есть небольшие перерывы.

Анализ статистики по этому бранчу дал любопытную картинку: мое среднее время отклика на найденный тестерами баг составляло 8-12 часов, среднее время отклика тестеров на уведомление о выпуске новой версии бранча составляло 7-9 дней, но никогда - меньше 5-6 дней.

Вооружившись Экселем, я сделал таблицу сводной статистики по всем своим заданиям с сентября месяца. С расчетом своей загрузки, временем ответа тестеров и пр. Грохнуло в аккурат перед обедом:

"
От: Начальник.
Копия: Начальник начальника

Алекс, я уже устал ждать, когда, наконец, бранч XXX выйдет в производство. Сколько можно тянуть!!???"

Последний листок статистики как раз вылезал из принтера, и посему я пригласил обоих начальников побеседовать в приватной обстановке.

- Начальник, в чем дело? Чем ты недоволен?
- Я недоволен тем, что разработка идет очень медленно, и ты возишься с этим с сентября!

Выкладываю две копии свежераспечатаных таблиц.

- Ознакомьтесь, господа.
- .....
- Начальник, после ознакомления с этим документом ты по-прежнему недоволен скоростью моей работы?
- ...
- Очень хорошо. Мы выяснили, что у тебя нет претензий к скорости моей работы. У тебя есть претензии к качеству?
- Нет, по качеству - нет.
- Тогда почему ты пишешь мне такие письма, и зачем в "Копия" фигурирует уважаемый Начальник Начальника?
- Ну бранч идет медленно...
- Как мы уже выяснили, это происходит не по моей вине. Суммарно затраченное мною время с сентября составляет около 20-ти часов. Суммарное время тестеров по этой задаче - около полутора месяцев. Ко мне еще есть претензии?
- Нет.

Резюме:

1. Менеджмент заказчика - это те еще зайчики по определению. Наиболее легким способом выгородить свою задницу перед своим собственным руководством в случае, когда горят сроки, является подставить под пинок чужую. Иностранец да еще и контрактник является в немецком корпоративном пространстве наиболее очевидной кандидатурой для подобного рода финта ушами.

2. Если вы - фрилансер, то имеет смысл протоколировать каждый свой чих, каждое "вот тут чуть-чуть надо изменить и поправить, это на 5 минут, да, я знаю, что в задании не было". Менеджер заказчика не задумываясь сунет именно ваш хвост в мясорубку, если вдруг на горизонте замаячит перспектива живительных люлей.

3. При малейших попытках наехать на вас, особенно с "Копия: начальнику начальника" необходимо реагировать немедленно, очень жестко и на полную катушку: никогда и никому нельзя спускать попытку сделать вас крайним или ответственным за чужие косяки.

4. В этом мире друзья с 7 утра до 17 часов отсутствуют. Как бы вам не улыбались, какие бы хорошие слова не говорили, как бы не хвалили за хорошо выполненную работу, завтра, случись надобность, вас схарчат без соли и лука. Самая опасная иллюзия - это иллюзия того, что у заказчика вы имеете дело с приличными людьми. Какие-то нормы деловой этики и порядочности - это для внутреннего использования в коллективе, и уж тем более не для всяких понаехавших в Фатерлянд ауслендеров.

Общее наблюдение:

Немец нежно любит иностранца, когда иностранец являет собой голодную африканскую девочку с глазами умирающей антилопы. Такому иностранцу можно подкинуть от шедрот со стратегических складов бундесвера (все равно закладку надо периодически обновлять), для таких иностранцев периодически собирают стоптанные туфли, раскладывая коробки у подъездов с надписью "сбор использованной обуви для Белоруссии" (видел лично своими глазами в 2003-м), для них же стоят контейнеры "для старой одежды" на помойках. Таких иностранцев любить необременительно, приятно для души и легко для кошелька. Если же ты не соответствуешь этому типажу, то с любовью у местного населения возникают, как бы это помягче сказать, трудности.

160 посетителей, 37 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа