2012/10/27 16:27:27
В советской историографии(а также, отчасти, в современной российской) Мюнхенский пакт было принято трактовать, как попытку Англии и Франции направить гитлеровскую агрессию на Восток, против СССР. Эта трактовка популярна, несмотря, на очень слабое фактическое обоснование, и по сей день среди россиян, относящихся к "красному лагерю", а также у лиц с воспалением патриотических извилин в головном мозге.

Линия аргументации сторонников этой версии событий, в общем и целом, сводится к следующему. СССР был готов прийти на помощь Чехословакии(по мнению некоторых, так даже и в одностороннем порядке), но "проклятый Запад" пошел на сговор с Германией и предал своего славянского союзника. Не касаясь здесь вопроса о предательстве Чехословакии(тоже весьма спорного), хочу заметить, что лично я никогда не верил в искренность заявлений сталинского правительства относительно намерений оказать помощь Чехословакии. Особенно, в одностороннем порядке. Во-первых, потому, что СССР, как мы знаем, не оказал чехам никакой реальной помощи, ограничившись только декларацией намерений. Во-вторых, потому, что в разгар чехословацкого кризиса 1938 г. СССР ни разу не обратился к Румынии и Польше с предложением обсудить условия прохода советских войск через их территорию для оказания помощи чехам в рамках франко-советско-чехословацкого трехстороннего договора.

Намедни, в мемуарах американского дипломата и политолога Джорджа Кеннана, который в 1938 году находился в Праге, так сказать, в центре событий, я нашел подтверждение собственным мыслям.


 "...моя интерпретация мюнхенского кризиса значительно отличалась от интерпретации большинства западных либералов. Кроме того, я не верил в готовность СССР прийти на помощь Чехословакии, даже если бы это сделала Франция. Советские лидеры понимали, что обоснованные опасения поляков и румын за свою территориальную целостность не позволят им пропустить через свою территорию крупные советские военные силы. Поэтому, если бы Франция и Англия начали войну, основное бремя военных действий пришлось бы, по моему мнению, все равно нести им. Поэтому, если я и сожалел, что во время этого кризиса Англия и Франция не смогли противостоять Гитлеру, то по другим причинам, нежели это было принято  среди либералов Запада."


Д. Кеннан. "Мемуары".


Скрупулёзный анализ всех доступных мне источников по Мюнхену(и др. предвоенным событиям) позволил мне сформировать собственное мнение по данному вопросу. На мой взгляд, Сталин изначально серьёзно не рассматривал Британию и Францию в качестве союзников, ориентируясь на Германию. Он стремился возобновить тайные советско-германские контакты и сотрудничество, прекратившиеся после прихода Гитлера к власти в Германии. На это, среди прочих фактов, в частности указывает миссия Давида Канделаки. Что же до намерений сталинского правительства оказать военную помощь Чехословакии, то по моему мнению они носили чисто декларативный характер. Как-то так.

60 посетителей, 25 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа