2012/09/24 11:55:55
По многочисленным наводкам френдов ознакомился с креативом drugoi под названием "Глданская тюрьма №8, Тбилиси". Ну что сказать?
Интересный, химически чистый, эталонный случай манипуляции визуальными образами. На мой взгляд, он заслуживает попадания в учебники политологии или PR как образец. Дистанция между проявлением реальности и этой манипуляцией оказалась также очень невелика - всего лишь полтора месяца, благодаря чему пример получился предельно нагляден.


Как уж Рустем написал этот PR-пост - за деньги, за поездку или ещё за что-то, мне неведомо, однако манипуляцией подобного рода он грешит давно, и охотно ею пользуется. Примеры (недавние, из наглядных): пост про Магнитогорск от 11.08.12, пост "Электорат Путина". Это лишь небольшое число из подобного - я его регулярно не читаю, а просматриваю наводки, которыми время от времени меня снабжают читатели и френды.

Приём предельно прост: для вызова позитивных эмоций аудитории и подведения её к нужному выводу выстраивается яркий, приятный фоторяд, с осмысленными лицами, желательно красивыми. Для вызова отрицательных эмоций аудитории из общего полученного фоторяда отбираются снимки с искажёнными лицами, дефектами (например, отсутствие переднего зуба), "пойманными" камерой эмоциональными ужимками, некрасивые и плюгавые люди. У такого приёма манипуляции есть и ряд подвидов - например, отображение преимущественно азиатских, кавказских типажей для иллюстрации их поддержки неугодного манипулятору лица, и т.п.

Манипулировать визуальными образами достаточно легко и очень соблазнительно - приученная к определённым приёмам аудитория реагирует на это вполне запрограммированно, а критическое мышление "включают" не более 20% читающих такие креативы. Может быть даже, и 20% нет, а меньше. Черно-белое мышление - гораздо проще и необременительней, а уж если оно выражено в ярких визуальных образах - так и вообще приятно проглатывается. Таковы законы восприятия, чем и пользуются манипуляторы.

Однако в данном случае произошёл сбой: реальное грузинское государство случайно приоткрыло свою изнанку, и весь красочный политический PR пошёл прахом. Остаётся лишь посочувствовать тому, кто так эпически прокололся.

Ну и конечно, всегда надо критически осмысливать предлагаемые вам готовые образы, и стараться (несмотря на эмоции) не быть реципиентом достаточно примитивных визуальных манипуляций. Чего и вам желаю, друзиа.
1800 посетителей, 19 комментариев, 1 ссылка, за 24 часа