2012/02/24 15:16:10


Посмотрел очень занятную экранизацию пьесы Уильяма Шекспира "Кориолан". Сама пьеса является переложением известного эпизода римской истории, где Кай Марций Кориолан вполне себе реальный исторический персонаж.
Сама пьеса неоднократно ставилась в различных театрах начиная с XVII века, так что фильм по сути предлагает нам новый взгляд на классическую историю.

Авторы сделали ход конем, и перенесли действия пьесы в современный антураж, что в целом, не сильно повлияло на восприятие произведения, завязанного вокруг гордыни, мести и предательства. По сути, фильм представляет собой своего рода камерный спектакль в осовремененном виде. Но это скорее обертка, так как содержание трагедии Кориолана легко применимо к любому времени. Собственно те человеческие страсти, которые описывал Шекспир универсальны и носят над-временной характер - безотносительно того, что сжимает рука сжираемого гордыней воина - рукоять римского меча или приклад штурмовой винтовки.


Кориолан у ворот Рима.

История триумфа и падения Кая Марция Кориолана довольно типична для тех полководцев, которые будучи успешными в войне пали жертвами политических интриг, а так же собственной гордыни.



Актерские работы Ральфа Файнса (Кай Марций Кориолан) и Джерард Батлер (Тулл Авфидий) просто замечательные.
Особенно впечатлил Файнс, который в образе Кориолана в ряде сцен был настоящим воплощением концентрированной гордыни и ненависти. Аплодирую стоя.



Все так же мы имеем Италию и Рим, который воюет с вольсками. И если римские легионеры одеты в униформу НАТО и сжимают в руках натовское оружие, то вольски, одеты в униформу похожую на сербскую, вооружены российским оружием.
Сам же Рим, руками сценариста и режиссера, по сути стал аллюзией на современные США, пожираемые различными пороками - продовольственные бунты, бесстыдные народные трибуны потакающие толпе, элита жаждущая любой ценой продлить исчезающее благополучие. Классическая республика в эпоху упадка, которая только и ждет, как по ее землям пройдут армии варваров вооруженных автоматами Калашникова. И в этом плане изгнание Кориолана, это такой себе толстый намек на то, что в первую очередь не внешний враг убивает Республику, а она сама убивает себя, разлагаясь изнутри.

Интерес представляет так же и линия показывающая через гордыню Кориолана то презрение к изменчивым настроениям уличной толпы, что будет особенно интересно посмотреть тем, кто интересуется нынешними уличными протестами в России. Презрение Кориолана к этой толпе порождено гордыней, но вместе с тем, ее изменчивая воля, которая сначала возносит его в консулы, а потом объявляет изменником, лишний раз показывает, что толпа не может управлять государством, а становится предметом манипуляции, в данном случае - уличных вожаков и народных трибунов, завидующих возвышению Кориолана. В этом плане, происходит недвусмысленное цитирование известных тезисов Лебона.



Сам Кориолан, при всей искренности его образа сжираемого гордыней, а затем испепеляющей местью, не вызывает сочувствия, его падение объективно, так как сам его образ открытого рубящего правду-матку военного, не вписывается в мир интриг, лести, лицемерия и потакания толпе, который определяет бытие Рима. Будучи своим и разя врагов Рима, он был чужим и для врагов Рима, и для самого Рима. И даже отказавшись в последний момент уничтожать Рим, смирив свою тягу к мести, он все равно остался чужим и для Рима и для его врагов. Поэтому конечное предательство Авфидия воспринимается как должное. Кориолан покинул тот мир, где ему не было места. Мольбы матери и жены, спасли Рим, но не спасли самого Кориолана, к финалу трагедии он выгорел до тла.



Авфидий же, так же классический пример, когда образ человека чести и уважения к противнику был пожран завистью и ненавистью, которая будучи загнанной в угол, в конце концов вырвалась на свободу.
В итоге, враги ставшие ситуативные друзьями в конечном итоге через предательство возвращаются к тому с чего начали, Кориолан предает Авфидия отказавшись сжигать Рим, а тот дает волю своей зависти. 

Само собой, многим может показаться необычным, что герои говорят стихами, цитируя куски Шекспира, но к этому быстро привыкаешь и данная форма скорее придает дополнительного шарма картине.

Фильм явно не имел слишком уж большого бюджета, что ощущается в ряде моментов, но в целом авторам удалось за счет смены сеттинга удержать достойный уровень, дабы выбранный стиль не превратился в фарс в картонных декорациях.

Актерские работы как уже было сказано выше замечательные.



Музыка и звук отличные, есть целый ряд запоминающихся стильных композиций, особенно понравился трек, под который Авфидий терзается завистью к Кориолану.

http://lib.ru/SHAKESPEARE/shks_coriolan3.txt - читать "Трагедия о Кориолане", перевод под редакцией Смирнова

Трейлер.


В общем и целом, несмотря на ряд мелких недочетов, фильм очень понравился, всем рекомендую.к просмотру. Это фильм о неизбывных человеческих пороках рассказанный языком Шекспира в виде аллюзии на современный нам мир.


580 посетителей, 1 комментарий, 0 ссылок, за 24 часа