2013/03/28 01:39:59


Сегодня забил на работу и на прочие обязанности и с утра засел за Bioshock Infinite, который просто затянул в себя и не отпускал до самого конца. Я конечно ожидал, что будет неплохо, но чтоб так...

Собственно, Bioshock Infinite представляет собой совершенно новую стим-панк историю оформленную под шутер от первого лица. И если как шутер, игра довольна средненькая, в чем то даже кондовая, то как история и мир, Bioshock Infinite, с легкостью затыкает за пояс помпезно-пафосные Crysis 3 и Dead Space 3. Да и в плане кино, чего-то столь же зрелищного и западающего в память, видеть уже давно не доводилось.

Трейлеры.







Игра буквально с первых кадров утаскивает в свой уникальный мир, который был создан для игры с нуля и где авторы пытались минимизировать количество самоцитирования и жанровых клише. Infinite, будучи продолжением серии Bioshock (где действие происходило в подводном городе Восторг) имела тяжелую творческую судьбу - делалась игра долго, некоторые разработчики не дотянули до выхода игры и ушли из компании, имелись серьезные опасения, что авторы, не вытянули свою грандиозную концепцию и возможное какое-нибудь громкое фиаско в духе Aliens: Colonial marines.
Так часто бывает - придумали красивую концепцию, а вытянуть не смогли. Но это не про Bioshock Infinite.




Невероятно доставляет выбранный сеттинг - США, начало XX века. Группа ученных и баптистов, построила летающий город Колумбия (привет Джонотану Свифту), а потом вышла из состава США и улетела на этом городе в неизвестном направлении. Главному герою под грузом невыплаченных долгов, поручают добраться до этого города и вывезти оттуда на Большую землю девушку по имени Элизабет. Повествование сразу начинает напоминать произведения в духе Жюль Верна, где воинствующим оптимизм и вера во всесилие человеческого разума, казалось сметал любые рамки тогдашей физической картины мира. Все это завернуто в обертку американского ретро и обильно напичкано аллюзиями на американскую историю и культуру, которые будут вполне понятны даже не американцам.

Осторожно, далее идут спойлеры, так что если планируете играть в Bioshock - пропускайте.




Главный герой Букер Девитт весьма интересен - это частный детектив работавший на сыскное агентство "Пинкертона", участник подавления индейских восстаний в США и "боксерского восстания" в Китае. После военного прошлого, он неоднократно участвовал в подавление рабочих выступлений на фабриках крупных капиталистов, но благосостояния своей карательной деятельностью не снискал. По существу, та еще сволочь, оказавшаяся на помойке жизни, отягощенной личной драмой и безрадостным будущим.



Попадая в Колумбию через стул-ракету с вершины маяка в районе побережья Мэна, он видит что-то совсем неописуемое. Показанная Колумбия графически и стилистически просто ослепляет. Плавающие в воздухе кварталы, массивные статуи ангелов и отцов-основателей США, рельсовые дорожки и подвесные гондолы, паровые дирижабли, горожане в одежде начала XX века - все это настолько необычно и ново, что почти сразу же появляется интерес исследовать этот новый виртуальный мир. А уж когда Букер попадает на летающий пляж (это надо видеть), где отдыхают люди в купальных костюмах начала прошлого века, то тут и вовсе какая-то магия начинается.



При этом, как это было приятно у Герберта Уэллса и Жюль Верна, романы которых в первую очередь вспоминаются при знакомстве с Bioshock Infinite, происходящее авторы объясняют с точки зрения чистой науки, в том числе и то, что в начале кажется какой-то мистикой. По ощущениям, авторам удалось создать такой же причудливый сплав фантастики и ретро, как в Fallout, только период и фантастическую стилистику они взяли несколько другие.



Сия неописуемая красота, довольно скоро обнажает свою неприглядную подноготную. Городом заправляют баптисты и большинство граждан, ведут себя как упоротые религиозные фанатики, чему виной государственная и религиозная пропаганда выпирающая отовсюду. Людей учат слушаться пророка, доносить на ненадежных, выискивать в своих рядах потенциального "антихриста" и быть готовым умереть во славу замыслов Комстока.
В этом отношении, баптисты вряд ли одобрят сию игру, которая довольно жестко обыгрывает некоторые религиозные патологии. Всем заправляет местный пророк Комсток, который как Большой Брат все видит и никогда не ошибается. Граждане молятся на него и отцов-основателей США, которые заменили для них бога, который как бы никуда не исчез, но потеснился перед лицами в мундирах конца XVIII века. При этом граждане живут в ожидании прихода антихриста, у которого на плакатах такая же татуировка на руке, как и у Букера. Получается такая себе аллюзия на 1984 и путешествие Букера, это по сути путешествие в мир антиутопии.



Первый час игры, нет фактически никакой стрельбы, что для шутеров уникально - все это время, мы исследуем мирную Колумбию, смотрим парад, слушаем хоровое пение негритянского ансамбля на летающей канонерке, рассматриваем сцены из пасторальной жизни локального религиозного благоденствия и просто оглядываемся на проплывающие дирижабли или электро-лошадей. Махровый стимпанк буквально прет из каждого кадра. Создатели игры просто молодцы - целый час чистого визуального погружения в виртуальный мир. Не действием, но образом. На моей памяти считанные единицы игр могли добиться такого эффекта.



Но игра конечно немного про другое и в один момент, из под розового облика набожной Колумбии проскальзывает звериное нутро. Герой участвуя в лотерее выигрывает победный шарик, который ему предлагают кинуть в связанную пару негров, вваливая в игру проблему рабства и расизма, которая проявляется в красноречивой формуле пророка - Если негры будут верить в бога и терпеть унижения и свое рабское существование, то белые господа позволят им считаться ровней своим собакам".



При этом устроители замечают, что у Букера та самая татуировка и за "новоявленным антихристом" начинается охота примерно по тем же самым красивым улицам, где еще минут 10 назад гуляли парочки и играли дети. Волна насилия захлестнула улицы Колумбии. Игра в плане насилия довольно натуралистична - сгорающие заживо люди, отстреленные и отрубленные головы и особо жуткие смерти вроде обгладывания заживо стаей ворон. Поэтому сразу предупреждаю, что противникам излишнего натурализма в играх, Bioshock может не понравиться в этом аспекте. Малолетним детям так же не рекомендую, ибо уровень насилия и жестокости в игре весьма высок. При этом, в местной прессе, можно будет периодически читать, что неизвестный анархист учинил беспорядки и убил полицейских, поэтому добропорядочные граждане должны сидеть дома и сообщать обо всем подозрительном в полицию.



Дальше начинается такой ураган событий, что описывать можно долго. Тут и живущая в башне девушка без пальца, которая там заперта очень много лет под охраной гигантского парового механического соловья, но при это умеет открывать порталы в параллельные миры, наблюдая в своей комнате частичку Парижа начала XX века, куда мечтает попасть.



Элизабет, одна из главных изюминок игры. Это чудесный персонаж, с отличной анимацией и лицевой мимикой, с тщательно прописанным миром юной инфантилки, из под которого в ходе развития сюжета такое на свет лезет...
Есть таинственная история семьи пророка Комстока, которому поклоняются жители Колумбии. Где Комсток - это практически бог-отец, его супруга - богородица, а умерший ребенок - такой себе не рожденный Иисус.
Очень многие повороты этой сюжетной линии действительно оказались неожиданными, в конце и вовсе демонстрируя довольно серьезную сценарную сложность.



До самого конца так и остается непонятным, кто же послал Букера в Колумбию, дабы вывезти оттуда Элизабет. И какова на самом деле роль Букера, Комстока и Элизабет, а так же таинственной пары играющей в чет-нечет.



Отдельно стоит выделить без прикрас показанную классовую борьбу, чего от игры вообще не ожидал и когда до меня дошло, что авторы показывают, я вообще офигел, ибо в играх такие темы очень редко поднимают.В ходе сюжета выясняется, что под пасторально-набожной Колумбией, существует и пролетарская Колумбия, которая пашет у станков и влачит жалкое существование в трущобах, на фоне туалетов "неграм вход воспрещен" и снобистских отзывов зажиточных горожан о рабочем быдле. Там людей выселяют из домов и матери с детьми ночуют на улицах в кучах мусора, среди алкашей и крыс.



Там с плакатов учат, что слуги не должны первыми заговаривать со своими господами и вы никогда не увидите бедно одетых людей в богатых кварталах Колумбии, где торжествует социальный расизм. А вождь местного пролетариата, Дейзи Фицрой, при всех своих заскоках аля Розалия Землячка, в свое время стала жертвой клеветы и наветов своего хозяина, что вполне объясняет ее патологии.



Авторы беспощадно показывают, как рай для одних создан ценою ада для других, моделируя в рамках одного города, капиталистическую модель. И после создания этой модели, они показывают к чему она приводит. В городе, усилиями Букера, происходит мини-революция, и голытьба с красными флагами и под лозунгами "грабь буржуев" начинает грабить дома богатеев, убивать полицейских, захватывать фабрики и магазины, устраивать массовые расстрелы, в том числе и пленных и женщин.


Показан народный бунт - бессмысленный и беспощадный. Вот мародеры убивают парочку, приговаривая "Дураки, думали откупиться", вот по улицам бегут вооруженные  рабочие и слышны крики "Не давать пощады богатым". Вот тяжело груженная канонерка набитая кричащими гражданскими и груженная скарбом, пытается отвались от
одного из летающих остров как белые из Крыма, а где-то через пару улиц, восставшие уже расстреливают тех, до кого дотянулись прямо рядом с брошенными чемоданами с платьями и детскими игрушками.



Причины и следствия классовой борьбы раскрыты по полной программе. Причем авторы как бы предоставляют игроку выбор, кого считать более виноватым - буржуев-кровопийц, которые довели свой народ до состояния полного озверения, осатаневшая беднота, одуревшая от крови своих угнетателей или же главный герой, который опосредованно эту бойню спровоцировал, отбиваясь и от тех, и от других.



По хорошему, тут у всех были руки в крови и чисто позитивные персонажи, отсутствуют как класс. Финальным аккордом этого апокалипсиса классовой борьбы стал огромный красный флаг развивающийся над кварталами горящей Колумбии на фоне еще не взятых приступом башен пророка, где реет флаг похожий на американский. Совершенно блестящая сюжетная линия и финальная сцена символизирующая вечную битву труда и капитала.



Ну и главная сюжетная загадка с Элизабет и сутью происходящего с Колумбией, так же серьезно доставила, складываясь как хороший пазл к самому финалу, постоянно подбрасывая новые грани понимания происходящего, растягивая интригу до самого конца. Bioshock Infinite стал одной из тех немногих игр, когда мне действительно хотелось узнать, что же будет дальше, не откладывая в долгий ящик. Что сказать - молодцы сценаристы. При этом, стоит отметить, что помимо
стандартных диалогов и звукозаписей, где раскрываются части сюжета, есть еще и стереоскопы в виде тумб начала XX века, где герой может смотреть черно-белое кино без звука под ретро-музыку на пианино. И хотя это совсем необязательный элемент, он показывает, насколько авторы любили свое творение даже в таких мелочах. И таких с любовью сделанных мелочей там чертова уйма.



В общем и целом, многоплановый мир Колумбии и сценарий, главные успехи Bioshok Infinite. Персонажей хоть и немного, но они практически все запоминающиеся, хотя конечно Элизабет перетягивает одеяло на себя, будучи одним из лучших женских персонажей в компьютерных играх за последние годы. Очень милый и трагический образ, за которым можно просто наблюдать, рассматривая, сколько внутреннего и внешнего содержания авторы в него запихнули, дабы набор пикселей на экране стал живым образом, который может вызывать к себе какие-то эмоции.




Механика игры конечно уступает всему остальному. Обычный шутер с умениями вызываемыми через паузу. Ролевая система весьма примитивна и сделана скорее для галочки. Авторы по всей видимости понимали, что их механика морально отстает от всего остального, поэтому перестрелки старались не затягивать и если они и утомляют, то самую малость, благо наличие различных возможностей борьбы с противниками, дает некую вариативность действий по ходу игру.



Поэтому сам экшн-геймплей, воспринимается скорее как довесок к сюжету и созерцанию окружающего мира. Из новаторских фишек стоит выделить систему рельсов, по которым герой может путешествовать на специальном крюке на бешеной скорости. В эти моменты игра и вовсе становится воздушной.

Роликов как таковых в игре нет, все на движке и это прекрасно, так как качество и динамика происходящих событий не перестает удивлять до самого конца. Графически, игра выглядит совершенно шикарно на 11-м DirectX. Это конечно не Crysis 3, но то чего не добрали полигонами, взяли умелым дизайном, который прямо таки вопит о том, сколько усилий потребовалось, чтобы этот мир с нуля собрать. Да что там скромничать, игра визуально просто блестяще исполнена.



Да, Bioshock Infinite не идеален. AI противников и НПС мягко говоря хромает, оружие не особо чувствуется, в редких эпизодах мир начинает выглядеть картонным, да и сам посыл, что Букер перебил людей не меньше чем буржуи-кровопийцы и местный пролетариат вызывает вопросы. Но на фоне достоинств, эти и ряд других мелких огрехов, особой роли не играют и тонут под тоннами позитивных эмоций которые дарит игра. Можно только пожалеть, что это шутер, а не РПГ, ибо мир Bioshock достоин именно серьезной ролевой игры, которая обыгрывает серьезные темы расизма, религиозного фанатизма, ура-патриотизма, классовой борьбы и ответственности ученных за свои деяния.



В общем и целом - всем рекомендую, даже тем, кто не любит шутеры.  С начала года это однозначно лучшая из вышедших игр, достойная как своих денег, так и выданных ей оценок. Не факт, что она будет лучшей в 2013 году, но пока что это главный претендент. Bioshock Infinite, это отличная игра с некоторыми шероховатостями, но с претензией на то, что игры тоже могут быть искусством.

0 посетителей, 30 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа