2012/05/28 19:54:50



В рамках контракта на строительство пяти РПКСН проекта 955А "Борей" будет выделено не 130 млрд руб., как запрашивали судостроители, а 124 млрд руб. (эта сумма фигурирует в ГПВ 2011-2020 гг.), но в 2015 году промышленники смогут запросить дополнительное финансирование.

Как сообщает "Коммерсант", это основной итог заседания, состоявшегося 25 мая с участием президента Владимира Путина, которое было посвящено ценовым разногласиям между Минобороны и ОСК на серию РПКСН типа "Борей".

По информации Коммерсанта", контракт 25 мая подписан не был, поскольку на соответствующее оформление полученных в минувшую пятницу военным ведомством расчетно-калькуляционных материалов потребуется еще несколько дней. "Однако никакие изменения в цифрах, договоренность по которым была достигнута на совещании, уже невозможны", - подчеркнул источник "Коммерсанта".

Как ранее писал "Коммерсант", в Минобороны планировали снизить стоимость контракта на 30% от суммы, зафиксированной в госпрограмме вооружений до 2020 года (со 124 млрд до 87 млрд руб.). ОСК, в свою очередь, добавляла сверх уже указанной в госпрограмме суммы около 5% (со 124 млрд до 130 млрд руб.), объясняя это появляющимися в ходе создания "Бореев" внеплановыми издержками - отмечает газета.

В итоге, по данным "Коммерсанта", В.Путин настоял на том, чтобы контракт был заключен следующим образом: Минобороны заплатит за пять подводных крейсеров всю полагающуюся сумму (без каких-либо сокращений суммы, указанной в госпрограмме вооружений), а ОСК получит право к 2015 году запросить у Минобороны увеличение финансирования на создание крейсеров.

По сведениям "Коммерсанта", стоимость контракта с ЦКБ МТ "Рубин" на завершение работ по проекту модернизированного "Борея" составит 19 млрд руб.


А теперь немного об этом проекте.

Изучение вопросов по созданию атомной подводной лодки (АПЛ) 4 поколения в СССР были начаты в конце 70 годов. Разработка ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) проекта 955 ("Борей") 4 поколения была начата в конце 80 гг. в ЦКБ МТ “Рубин” (г. Санкт Петербург) под руководством главного конструктора В.Н. Здорнова. В ходе работ было принято решение отказаться от схемы с двумя корпусами и создавать подводную лодку “классической” схемы с одним прочным корпусом.

Закладка первого РПКСН "Юрий Долгорукий" состоялась 2.11.1996 г. на стапелях ФГУП "ПО "Севмашпредприятие" (г. Северодвинск), 15.04.2007 г. выведен из цеха в плавучий док, 12 февраля 2008 г. спущен на воду из плавучего дока и ошвартован у достроечной стенки. Второй и третий РПКСН "Александр Невский" и "Владимир Мономах" заложены в 2004 г. и 19.03.2006 г. со сроками сдачи в 2010 г. и 2011 г. соответственно. Предполагается, что "Владимир Мономах" и последующие за ним АПЛ типа "Борей" будут созданы по уточненному проекту 955А, отличающегося формой корпуса и технологией постройки.


"Юрий Долгорукий", 2010

По завершению строящихся трех РПКСН пр.955 "Борей" они, вероятнее всего, будут введены в боевой состав Северного флота. Предполагается, что местом постоянного базирования АПЛ пр.955 "Борей" будут военно-морские базы Камчатки, которые будут готовы принять к принятию РПКСН этого типа в 2009-2010 годах.

Всего, по данным СМИ до 2015 г. может быть построено от 5 до 9 АПЛ пр.955 (955А).

Предположительно подводные крейсеры класса "Борей" в перспективе заменят подводные лодки пр.941 "Акула" (Typhoon) и пр.667БРДМ "Дельфин" (Delta-IV).

Назначение

Основное предназначение РПКСН пр.955 класса "Борей" будет заключаться, вероятнее всего, в уничтожении с началом военных действий важных наземных стратегических целей противника. В последующем, после выполнения этой задачи, они могут быть использованы для решения типовых задач, свойственных подводным лодкам.


"Александр Невский", спуск на воду

Особенности разработки и реализации проекта

На основании ограниченной и порой противоречивой информации из открытых источников о создании РПКСН "Юрий Долгорукий" пр.955 ("Борей") можно предположить следующее.

При создании этого подводного крейсера могла быть реализована идея создания различных типов подводных кораблей на основе общей базовой модели, что обеспечивается современным уровнем развития науки и технологий в области создания оружия и радиоэлектронного оборудования. Эта модель предполагает исполнение центральных отсеков, носовой и кормовой частей АПЛ, ее главной энергетической установки и основных общекорабельных систем практически одинаковыми. Основные отличия будут заключаться в целевых модулях главного оружия.

Несмотря на конструктивную сложность решения этой задачи, такой метод значительно упрощает и удешевляет строительство подводных лодок, их освоение экипажами, инфраструктуру базирования АПЛ при общем сокращении номенклатуры комплексов технического обслуживания и ремонта. Результатом этого может быть достаточно высокая степень унификации АПЛ 4 поколения.

По архитектуре РПКСН пр.955 "Юрий Долгорукий" представляет собой полуторокорпусную одновальную АПЛ 4 поколения. Прочный корпус корабля разделен на 10 отсеков, обеспечивающие комфортные условия для экипажа. Носовые горизонтальные рули размещены на рубке. Цилиндрический прочный корпус окружен оболочкой легкого корпуса, а между ними находятся балластные цистерны и арматура, что увеличивает запас плавучести АПЛ и способствует плаванию в арктических условиях. Ограждения ракетных шахт скрыты, что улучшило гидродинамику корпуса, повысило скорость хода и снизило шумность субмарины.

Главная энергетическая установка корабля выполнена в виде атомной энергетической установки с реактором типа ОК-650, с главным турбозубчатым механизмом и электродвигателем малошумного хода для движения для движения с большой скоростью и малой скоростью соответственно. Для движения корабля может быть использован малошумный винт и водометный движитель типа "pump jet".

"Дмитрий Донской"

Скрытность
РПКСН пр.955 является одной из важнейших характеристик корабля и по заявлениям специалистов это будет самая малошумная атомная подводная лодка в мире, что редполагает реализацию ряда новых решений по снижению демаскирующих полей корабля. С этой целью АПЛ выполнена однокорпусной и имеет одновальную главную энергетическую установку. Вопрос безопасности личного состава будет решен за счет оснащения лодки всплывающей спасательной камерой для всего экипажа.

Вооружению РПКСН уделено особое внимание. На этапе проектирования предполагалось оснастить АПЛ твердотопливной баллистической ракетой (БР) нового поколения Р-39УТХ "Барк". Однако после нескольких неудачных пусков было принято решение о создании нового ракетного комплекса Д-19М с 12-16 твёрдотопливными межконтинентальными БР Р-30 "Булава" (РСМ-56). Она в значительной степени унифицирована с межконтинентальной БР наземного базирования "Тополь-М".

Для обеспечения боевой устойчивости и самообороны АПЛ пр.955 имеет 4 533-мм торпедных аппарата в носовой части (боезапас 12-16 торпед или противолодочных управляемых ракеты). Кроме того, лодка оснащена комплексом средств обнаружения, целеуказания и акустического противодействия.

Надежное управление в боевых условиях должна обеспечить автоматизированная система боевого управления типа "Омнибус" и гидроакустический комплекс типа "Скат" (гидроакустическая система с носовой выпускной цилиндрической и бортовыми стационарными антеннами, а также гибкая протяженная буксируемая антенна).


380 посетителей, 5 комментариев, 2 ссылки, за 24 часа