2012/03/05 16:25:20


Иранские скалы на севере Персеполя до 19 века скрывали под песками удивительный комплекс гробниц Накше-Рустам (перс. نقش رستم ‎, Naqš-e Rostam — рисунки Рустама). Весь некрополь покрыт рельефами, самому древнему из которых уже более 3 тысяч лет.

Приблизительно в 12 километрах к северо-западу от иранского города Персеполь находится скалистый холм. Почти на перпендикулярном фасаде холма, на довольно большой высоте, высечен в скалах удивительно красивый рельеф, посвященный персидским королям. Здесь находятся гробницы, относящиеся к первому тысячелетию до нашей эры. Вся эта область известна, как Накше-рустам и как древнее кладбище




Четыре гробницы царей Дария, Ксеркса Первого, Артаксеркса Первого и Дария Второго из династии Ахеменидов расположены в скалах на существенной высоте над землёй. Пятая неоконченная гробница, по предположениям, предназначалась царю Артаксерксу III, но более вероятно — царю Дарию III (336—330 до н. э.).

DSC_0617

Накше-рустам считается священной горной цепью, здесь захоронены четыре правителя династии Ахеменидов, среди которых был и царь Дарий. После того, как Персию захватил Александр Македонский, гробницы пришли в запустение и постепенно были совсем заброшены



Старейший рельеф относится к первому тысячелетию до нашей эры и изображает человека. К сожалению, он был сильно поврежден и сохранился в не лучшем виде. Название Накше-Рустам произошло от народных легенд, цари были постепенно забыты, а народ приписал все рельефы герою национальных легенд Рустаму



Местные люди называют эти гробницы Персидскими крестами. Вход в каждую гробницу расположен прямо в центре креста, а сама могила представляет из себя небольшую палату с саркофагом короля. Горизонтальный луч на каждом из фасадов могилы, как полагаю, является точной копией входа в дворец Персеполя



Также на территории некрополя расположено квадратное в сечении здание высотой двенадцать метров (большая часть здания находится ниже современного уровня земли) с единственным внутренним помещением. В народе это сооружение прозвали «Куб Заратустры» (Кааб-е Зартошт). В научных кругах наиболее распространена версия которая предполагает, что здание служило зороастрийским святилищем огня. По другой, под этим сооружением может находиться могила Кира Великого. Однако ни одна из них не подтверждена документально.




Это изображение великого Картира, первосвященника зороастрийской религии в сасанидском Иране. Знаменит тем, что смог изобличить лжепророка Мани. Был зерванитом и первым реформатором сасанидской религии, карьера которого началась, вероятно, в последние годы царствования Арташира 1. Тогда он имел скромное звание хербед - нечто вроде учителя при храме, знакомящего будущих жрецов с зороастрийским ритуалом. Картир возвысился при Шапуре 1, который поручил ему организацию зороастрийских храмов и жреческих общин в Иране и в завоеванных областях. Заняв выдающееся положение в государстве, став духовником внука Шапура 1, Варахрана 2 (276-293), который занял престол Ирана при его активном содействии, затем "владыкой" храма Анахиты в Стахре, родовом святилище Сасадинов (и до и после него жрецами здесь были сами шаханшахи Ирана).




Его жизнь и деяния по созданию государственной религии и организации церкви и провозглашенная им "исповедь веры" изложены в надписях самого Картира, где он молит богов, чтобы они дали ему возможность объяснить "живущим", в чем состоит божественное воздаяние праведникам, чобы боги открыли ему "существо" ада и рая, чтобы с божественной помощью Картир показал, "каких божественных дел ради, что именно сделано мною по всей стране, чего ради и как это было сделано, чтобы для них (т.е. для "живущих") все эти дела стали бы твердо установленными". Далее Картир подробно рассказывает о том, что с помощью богов он (вернее, его "двойник"-душа) якобы совершил путешествие в потусторонний мир к престолу Ахурамазды в сопровождении персонификации зороастрийской веры - Наиблагороднейшей Девы. У некоего золотого трона происходит пир, и здесь же находятся весы (на них божество Рашну взвешивает добро и зло). Здесь же находятся души праведников, достигшие этого почета благодаря исполнению опредленных ритуалов и исповеданию определенных религиозных догматов. Отсюда, совершив ритуальную трапезу, эти души (в том числе и "двойник" Картира) проходят по мосту Чинват в рай.



Вот как завершается текст его надписей: "... и тот, кто эту надпись увидит и прочтет, тот пусть по отношению к богам и владыкам станет благочестивым и справедливым. И также в этих именно молитвах и догматах, в делах религиозных и вере, которые теперь установлены мной для жителей этого земного мира, пусть он станет более твердым, а другие (молитвы, дла и веру) - пусть не исповедуют. И пусть он знает: есть рай и есть ад, и тот, кто избрал добро, пусть попадет в рай, а тот, кто избрал зло, пусть в ад будет низвергнут. И тот, кто избрал добро и неуклонно следует по пути добра, бренное тело того человека достигнет славы и процветания, а душа его достигнет праведности, чего и я, Картир, достиг ".

Массивные гробницы Накше-Рустам


Массивные гробницы Накше-Рустам


Массивные гробницы Накше-Рустам


Массивные гробницы Накше-Рустам

Массивные гробницы Накше-Рустам


Массивные гробницы Накше-Рустам


Массивные гробницы Накше-Рустам


Массивные гробницы Накше-Рустам


Массивные гробницы Накше-Рустам


Массивные гробницы Накше-Рустам


Массивные гробницы Накше-Рустам

Массивные гробницы Накше-Рустам









-


160 посетителей, 4 комментария, 2 ссылки, за 24 часа