Ставшая относительной редкостью в последние годы холодная снежная зима и обильные осадки способствовали достаточно позднему наступлению сезонной фазы водного режима - половодью в реке Мзымта.
На удивление, не смотря на скачкообразные весенние температурные перепады, какого либо катастрофического подъема воды не наблюдается и уровень реки держится в диапазоне стабильно высоких отметок. На строительных площадках дислоцированных в пойме реки, в том числе строительстве вантового моста, работы не останавливаются, хотя некоторые меры усиления защиты принимаются.
Часть подъездных путей и технологических проездов уже ушла под воду:
На противоположном относительно участка федеральной трассы А-148 берегу близ Красной поляны, где возводят один из протяженных мостов совмещенной дороги, параллельно с собственно строительством ведется укрепление размываемой части берега:
2.
Шпунтовое заграждение продолжают монтировать непосредственно по линии отступающего берега при том, что до верхней границы остается совершенно немного:
3.
Пока на одном берегу искусственно зауженного русла заливают очередную опору моста, на другом Мзымта методично валит лес:
4.
Основные же берегозащитные сооружения внушительны, достаточной массы, снабжены контрфорсами:
5.
Отрезанные водой на крайне скудном пяточке автомашины продолжают работать как ни в чем не бывало. Отсутствие в прогнозах дальнейшего повышения воды при всех очевидных факторах, говорящих об обратном способствует развитию среди населения и рабочих рассуждений на тему контроля погодных условий в зоне олимпийского строительства:
6.
Многие площади со строительными материалами подтоплены:
7.
В районе строительства вантового моста строители, уже получившие опыт общения с горной рекой в прошлые сезоны, эвакуируют бытовые постройки из зоны подтопления. Тем временем, собрано уже значительное количество секций, вылет растет в сторону автодорожного тоннеля №2:
8.
Сбойка есть!™ портала второго автодорожного тоннеля, куда собственно направлен мост:
9.
Щит Herrenknecht-а, преодолевший многокилометровый подземный путь:
10.
Портал автомобильного тоннеля находится в живописнейшем ущелье - начале так называемого скального участка
старого Краснополянского шоссе, что в совокупности с вантовым мостов безусловно станет новой достопримечательностью и, по заверению городских властей, визитной карточкой трассы:
11.
В начале скального участка, после слияния с реками Чвижепсе и Кепша, Мзымта становится значительно полноводнее и временные защитные сооружения работают на грани размыва:
12.
Затем река сворачивает в теснину:
13.
Проезд гражданского транспорта по старому Краснополянскому шоссе закрыт, тем не менее оно является единственным пешеходным проходом вдоль русла реки:
14.
Далее река подходит к естественным образом создавшемуся завалу, образовавшему гигантскую запруду в ущелье в шестидесятых годах. В ближайшее время в связи с масштабным строительством в пойме реки, ему обязательно будет посвящен отдельный пост ввиду колоссального влияния, оказанного на режим реки Мзымта выше по течению:
15.
Относительно спокойное течение выходит в завал с большим перепадом высоты:
16.
Мне неизвестна категория данных порогов:
17.
В данном месте набрав скорость, поток производит поворот, осуществляя размыв нескального основания берега и снежного конуса перманентно присутствующей в желобе лавины, уходя в скальный котел вниз:
18.
Грохот стоит страшный, вид ужасный. Жути нагоняет характерный для этого времени года звук - перекат несущихся в море по дну реки скальных обломков:
19.
С другой стороны теснины завал кажется абсолютно непроходимым, однако известно как минимум два случая. Первым был дед, на резиновой лодке, в кирзовых сапогах и плаще, совершенно некстати заснувший в процессе ловли рыбы на "краснополянском озере", образовавшимся в результате завала. Остался жив, проходил пороги неумышленно.
Вторым был, как мне кажется не совсем здоровый, байдарочник. Летом, по малой воде осознанно. Остался жив.
Так же, в местном фольклоре присутствуют передающиеся из уст в уста рассказы об оступившихся рыбаках и прочих жертвах разделенной/неразделенной любви кидавшихся в реку, оставшихся в живых после испытания Мзымтой в этом месте без плавсредств лишь благодаря, как водится, алкогольному опьянению или небывалой удаче:
20.
Преодолев спуск в теснине, река следует далее:
21.
Шоссе же, построенное в конце XIX века выдающимся инженером, выпускником Петербургской гимназии Императорского человеколюбимого Общества, Петербургского университета, а так же Петербургского института путей сообщения Василием Константиновичем Константиновым (1867-1920), удивляет тщательностью проработки деталей.
Закреплено 268 оползней, в необходимых местах участки закреплены подпорными стенками, все ручьи взяты в дренажи, промоины заложены, а вдоль опасных участков выставлены парапеты*.
22.
К сожалению современное состояние этого непризнанного памятника инженерного искусства оставляет желать лучшего:
23.
Ливневые стоки в большинстве случаев уничтожены, дренаж забит, дорожное покрытие приходит в негодность:
24.
Сопутствующий строительству строительный мусор тут же:
25.
А пока, полноводная Мзымта продолжает нести свои воды в спешном порядке к Черному морю:
26.
*-материал из
книги С.С. Халайчева о Красной поляне (
УДК 908(470+571)"1864/2011" ISBN 978-5-903867-03-4 ). .
UPD:
Ура! Наконец слава пришла ко мне! Про меня на привете написали! Через шесть лет награда нашла своего героя!Есть несколько поправок. Это был ноябрь. Я психически здоров:-) Справка. есть. Категория сложности порога 6+, при шести возможных. Цитата из классификатора: “6+ — Сверхсложные пороги, безаварийное прохождение возможно отдельными спортсменами на пике спортивной и психологической форме."Весной 2000 года в рамках каякерского фестиваля этот порог прошли шестеро ведущих Российских спортсменов-каякеров. Они и считаются первопроходцами порога.