2012/03/02 16:07:34
О, сколько негатива сейчас на лицах и в словах! Глядя на хмурых прохожих, на нервную истерику в сети, грызню на телеэкране, невольно подумаешь: неужели радость покинула наши края? А ничего подобного! Не покинула. И поводы всегда найдутся, даже в хмурый московский понедельник.

В этот понедельник был я в театре Маяковского. Маяковка - театр родной, уютный, красиво и достойно стареющий, с  креслами позапрошлого века (говорят, они такие маленькие от того, что люди в среднем были мельче и меньше ростом на 5 см) - сидеть не очень удобно, но такому театру прощается все за его неповторимую атмосферу.

Почему-то еще до начала представления было предчувствие - что пришел я сюда не напрасно, и что-то важное непременно произойдет. К сожалению, я пережил подряд два театральных разочарования, о которых уже писал. После такого невольно боишься новых разочарований.
Публика у входа в Маяковку была пестрой и необычной: продвинутая молодежь, завзятые театралы в возрасте, встретил там своего знакомого банкира с супругой, которые если и посещают премьеры, то непременно значимые, пафосные и громкие. Но тут все было очень странно и загадочно.
Публика приходила - как заговорщики на тайную сходку, разбивалась на группы, и каждая группа настороженно оценивала соседнюю: те ли люди сюда пришли, достойны ли они  присутствовать при таинстве, на которое допускают только посвященных? И все это создавало интригующую и одновременно  торжественную атмосферу.

Начало спектакля не в 19 часов, как это принято во всех московских театрах, а в 20.00. Заглянул в в программку: действие в одном акте, продолжительность - всего час. Вот уж, действительно - рекорд, самый короткий спектакль сезона! Вчитываюсь в программку дальше: "Этот спектакль без слов - не мюзикл, хотя в нем непрерывно звучит музыка, это не драматический спектакль, хотя в нем заняты драматические артисты, это не балет и не пантомима..."
А на часах, меж тем, уже восемь вечера, и зал почему-то почти пуст, и сцена пуста: ни декораций, ни даже намека на них. Неужели опять провал и халтура?!

И вдруг все ожило. Зал за секунды заполнился людьми, видимо "заговорщики" у входа договорились о чем-то между собой. И так же стремительно ожила сцена. И по этой пустой сцене стали один за другим проходить перед зрителями актеры, люди, образы из самых потаенных уголков памяти - узнаваемые, родные, понятные, забавные и трогательные...

В какой-то момент я утратил чувство реальности. Как рассказать, что я видел? Это как спать с открытыми глазами - и видеть сон, где перемешаны образы из детства и из любимых, но давно забытых фильмов, где рядом стоят люди из прошлого и те, с кем виделся буквально сегодня - и никакого нет в этом противоречия, потому что во сне возможно и непротиворечиво все...
Такие сны помнишь долго, а вот пересказать их словами - очень сложно. А уж суметь перенести эти видения на сцену - задача почти невозможная, она под силу только великим мастерам, таким как Феллини или Иоселиани в кино. Но здесь - живое представление, театр, пустая сцена...я до сих пор не понимаю, как смогли добиться такого эффекта, но уверяю вас: он был создан, этот волшебный сон, на сцене театра Маяковского, в постановке Егора Дружинина.

 Как описать жанр, в котором сделан этот спектакль? Когда-то я присутствовал на занятиях по актерскому мастерству в ГИТИСе, там  студентов просили показывать диалоги, но без слов, чтобы смысл происходящего был понятен на уровне языка тела. Но здесь к этому добавлена волшебная музыка балканских цыган, танец с эмалированными тазами и драма с табуреткой, и комедия, и фарс...и волшебство.

Возможно, это притча, в которой каждый может видеть что-то свое: режиссер не ставит задачи привести действие к какому-то едному для всех финалу, он сплетает и расплетает судьбы, образы и сцены - в живой узор, изменчивый и многозначный.
И ты не просто наблюдаешь этот узор, ты сам участвуешь в его сплетениях, твоя жизнь тоже там, и узнаешь себя, вспоминаешь забытое, плачешь над давними утратами, радуешься узнаванию. И плачешь, и смеешься.

Очень правильно выбрано название для этого спектакля. Он называется "Всюду жизнь" - воистину, она всюду, и надо лишь ее заметить и уловить, и перенести на сцену, и показать зрителю. Я сперва хотел вставить видео с этого спектакля, которое нашел в сети, но решил, что делать это не стоит. Этот спектакль - связное действо, и его нужно видеть целиком. Так же, как жизнь надо прожить не эпизодами, а всю, от начала до конца.

21 актер участвует в том, что происходит на сцене, но все зрители, сколько бы их ни было в зале - тоже со-участники. Временами чувствуешь, как весь зал на мгновение перестал дышать, захваченный единым и при этом очень личным переживанием. Замирают и актеры - на долю секунды. И в этот миг становится отчетливо, ясно видно: всюду жизнь, но здесь и сейчас - ее эпицентр. И ни единого слова при этом! И действие продолжается, звучат аплодисменты, и видишь, как  в соседнем ряду кто-то не стыдясь вытирает слезы.

Это было настоящее волшебство - под музыку Бреговича и Кустурицы. Зал и актеры на сцене слились в единый, живой организм, и без слов переговаривались друг с другом. Музыка кружит голову, актеры движутся по сцене в подобии гипнотического транса, а зритель попадает в настоящий водоворот жизни, загадочной, непостижимой и неповторимой.
И жизнь эта проносится перед глазами всего за час!

Я кричал Браво! стоя. И с каждым, кто аплодировал в этом зале, я был связан - общим волшебным переживанием, водоворотом жизни, которая всюду. И в этой вездесущей, всепобеждающей жизни есть место радости, благодарности, восхищению.
Браво, Егор Дружинин! Браво волшебнику, который это все придумал и поставил.
100 посетителей, 2 комментария, 1 ссылка, за 24 часа