2012/07/25 14:17:56
kumchenko посвящается.
tideland

С первого раза у меня этот фильм не пошел. Видимо, ожидания были не те. Не помню уже, что именно я хотел увидеть, но никак не штатную сюрреалистическую гиллиамовскую шизу, в которой на протяжении двух часов ничего не происходит. Понравились съемки, понравились локации, понравилась музыка, понравились актеры, но в общем я был недоволен.

И вот, свежий взгляд три четверти года спустя.

Круто. Очень круто. Ну просто бляпиздецнахуй как очень круто. Видимо, нужно подготовиться к манере повествования Гиллиама, чтобы в полной мере ее ощутить и не утонуть в непонятном безумии, которое на самом деле выливается во вполне понятное безумие.

"Страна Приливов" в красках (да, именно в красках, такую картинку вообще еще поискать нужно) иллюстрирует такой прекрасный период жизни человека, как детство. Если бы я был модным критиком, я бы написал, что это фильм-притча, повествующий о том, как дети могут воспринимать окружающий мир, что бы вокруг них не происходило. Но в большинстве случаев про притчи пишут тогда, когда вообще больше нечего написать, а у меня есть еще пара мыслей. Так что обойдемся и продолжим.

В окружающем мире дети видят то, что хотят видеть, то, что их больше устраивает; они трактуют вещи относительно того уровня знаний, что присутствует у них в голове. Поезд превращается в злую акулу, которую непременно нужно убить (то, что акулы это злодеи во всех нас сидит глубоко и издавна, благо, информации на этот счет поступает воз и маленькая тележка), груда хлама - в подводную лодку, куклы - в крепких и надежных друщей, а батя будто бы и не умирал, а просто "отправился в небольшое путешествие".

Кстати, по поводу мумии Джеффа Бриджеса и восприятием Джейлайзой-Роуз смерти напрашивается отдельная мысль. Она знает, что такое смерть, но не воспринимает ее так, как это принято во взрослом мире. Такое чувство, что в ее "воображаемом мире" ни Ной, ни королева Брунгильда не умирали, а существуют где-то в пределах досягаемости, если этой досягаемости захотеть. То есть, осознание того, что смерть - это как бы все (все не все, возрождения, реинкарнации, загробные жизни и прочее - это, конечно, круто, но как раньше с человеком уже не пообщаешься; это главное), к ней еще не пришло. И в этом тоже одна из особенностей детства.

То, что родители девочки наркоманы и упыри - лишь контекст и отправная точка для всех последующих событий. С самого начала она показана витающей в собственном мире (том самом, откуда акулы) и воспринимающей суровую реальность сквозь десять пар розовых очков. Конечно, здесь еще элемент, лучше раскрытый в фильме "Клык" или рассказе Рэя Бредберри "Попрыгунчик в шкатулке", когда дети вырастают в определенных условиях и их же воспринимают повседневной реальностью, но про него можно не думать, так как фильм вообще о другом.

В мире Джелайзы-Роуз все строится относительно ее восприятия, даже бешеная таксидермистка Джелл в реальном мире больше напоминает ведьму из грез девочки, нежели "примерную фермершу". Еще интересно, что сначала нам показано, как девочка говорит обе роли (свою и куклы), то потом она даже не открывает рот во время реплик своих воображаемых друзей. То есть, полное погружение в ее мир.

Концовка фильма - эдакое символическое пробуждение из приятного сна - говорит о том, что каким бы приятным и беззаботным не было детство, очень скоро придется взрослеть и воспринимать жизненные реалии в их настоящем обличии. В случае Джелайзы-Роуз уже очень очень скоро.
 
30 посетителей, 34 комментария, 0 ссылок, за 24 часа