2013/01/25 01:05:38
Некоторое время назад я писал о том, что новый губернатор Самарской области хитрый товарищ. Речь шла о строительстве высокоскоростной железной дороги Самара-Курумоч-Тольятти-Ульяновск-Казань. От строительства этого ответвления так называемой ВСМ-2 (Москва-Нижний-Казань-Пермь-Ебург) отказались практически сразу после самого анонса идеи, о таком строительстве. Собственно говоря у этого проекта не нашлось серьезного лоббиста на федеральном уровне. Ульяновская область, при всем респекте Морозову со стороны федеральных властей, на лоббиста не тянет. Артякову было как-то пофиг, что там будет в будущем. Вот Нижний, Казань и Ебург - это серьезные игроки, которые собственно и сумели поставить сам вопрос о ВСМ-2 в повестку дня. А ответвление на Самару, как родилось - так и умерло.

Надо сказать, что и по основному руслу ВСМ-2 были жаркие споры, в силу ресурсоемкости этой затеи, и отсутствия возможности нащупать окупаемость хотя бы на какой-то исторической перспективе. Но у нас в стране сейчас все решается в общем и целом "по знакомству", так что лоббирование оказывается эффективней любых экономических доводов (или их отсутствия). И тут Меркушкин начал по двум фронтам: включение в план реконструкции М5 "Урал" моста через Волгу в районе Тольятти (а этот мост должен быть двухэтажным, для автомобильной и ВСМ железной дорог), и организация высокоскоростного движения по направлению Самара-Аэропорт-Тольятти. В проекте Транспортной стратегии РФ до 2030 года ничего этого не было. А вот сейчас Минтранс РФ опубликовал новый вариант Стратегии. Предлагаю посмотреть пункты, касающиеся Самарской области.

Во-первых дороги: М5 идет в реконструкцию, причем работы должны быть завершены до 2018 года, а начаться уже в этом. Правда не на всем протяжении они начнутся сейчас, так как первочередной задачей названа реконструкция московского транспортного узла. Вот полностью наша задача - реконструкция дороги Уральск-Самара, в качестве важного направления грузовых потоков с учетом интеграции в единой таможенное пространство с Казахстаном. Это должны начать с 2016 года. После 2020 запланирована новая хордовая федеральная трасса "Смоленск-Тамбов-Ульяновск-Уфа-Челябинск", с ответвлением на Тольятти и Самару (оно прописано отдельным предложением). Трасса должна будет разгрузить М5 с учетом перспективного роста грузооборота.

Планируется реализация мультимодального кластера, по перегрузке река-земля-воздух, для чего должны быть построены новые портовые сооружения (надо полагать речь о новом месте расположения грузового порта, так как это дело было записано в Стратегии уже области именно под соусом создания кластера).

Курумоч идет в реконструкцию, что мы собственно и так знаем. Кроме того, на базе Самары планируется реализация новой версии системы управления воздушным пространством, которая должна "помирить" гражданскую и военную авиацию. Это такая важная штука, жалко она мало кого волнует :) До 2018 года должно быть организовано ВСМ Самара-Аэропорт, с запуском на ней поездов аэроэкспрессов.

По поездам, пожалуй, идет самый интересный раздел.
Во-первых, скоро ждите двухэтажные поезда на магистрали Москва-Рязань-Самара. Самара выбрана в качестве пилотного направления.
Во-вторых, планируется ускорить существующие направления жд (правда это дело начнут с 2020 года):
Самара-Саранск (до времени хода 4 часа 55 минут) 
Самара-Саратов (до времени хода 4 часа 25 минут) 
Самара-Пенза (до времени хода 3 часа 55 минут)

Но самое интересное - в программе есть ВСМ Самара-Казань! ВСМ Самара-Тольятти-Ульяновск-Казань со временем движения 1 час 50 минут, должна начать строится в 2018 году, сразу после завершения ВСМ Москва-Нижний-Казань (время в пути 3 часа 30 минут). ВСМ направлением на Киев и Минск, для сведения, будут строиться только с 2020 года. 

Надо пояснить, что значит ВСМ для Самары. Это значит Тольятти на расстоянии 30 минут, Ульяновск на расстоянии 1 часа, Казань 1 часа 50 минут. Далее, от Казани примерно +1 час 10 минут Чебы, +1 час Нижний, +1 час 30 минут Москва. То есть это не транспорт, для поездок в Москву, но транспорт для очень удобных поездок внутри Поволжья. При этом Самара станет "хабом" для Саранска, Пензы и Саратова: они будут на подхвате с электричками типа "Ласточка" (как сейчас сделали для Великого Новогорода и Сапсана Мск-Спб). Это даст загрузку и жд-узлу, и реконструируемому аэропорту (что для нас гарантирует проблемы с местами на рейсы, которые займут пензюки, а в качестве бонуса - резкое увеличение количества направлений без "заезда" в Москву).

Еще нас непосредственно касается развитие агломераций, в которых мы прописаны в числе пилотов. Наконец-то, планируется утверждение транспортных сем агломерационного уровня (ура! я дожил хотя бы до того, что это сказали вслух!). Следующее, что сказали: "создание приоритетных условий движения общественного транспорта", "развитие электронного интермодального билета" (все это было в Стратегии по Самаре написано заранее и проработка ведется!), обещают трансформацию внутрегородских жд в S-Bahn (было бы актуально, в случае новых главных путей, причем для большой агломерации, а не только для Смр-Тлт), развитие систем легкого рельсового транспорта (а проще говоря скоростного трамвая, и тут у нас очень крутые проекты уже готовы), создание информационных систем для пассажиров городского транспорта (привет tosamara.ru!). То есть можно констатировать, что мы со своей Стратегией идеально уложились в федеральную Стратегию. Можем взять с печки пирожок :)

Резюме у меня такое: Самара неожиданно вернулась в федеральную транспортную политику, как нормальный взрослый участник. В прошлой версии Стратегии ничего подобного и близко не было. Так что скептики (а к слову сказать, я тоже пессимист), могут позлословить на тему того что "Нью-Васюки станут..." и что Стратегии пишутся, чтобы запас бумаги в туалетах не иссякал... Но хотя бы в политико-информационном пространстве прогресс на лицо. Теперь бы перестать гробить тольяттинский троллейбус руками местного руководства, совсем молодцами бы стали.

Что теперь намечается следующее, на чем мы увидим таланты областного руководства? В феврале планируется утверждение в федеральном центре программы подготовки к ЧМ-2018, с полным перечнем того, что и как должно быть к нему построено, за какие деньги и в какой срок. У нас в проекте, предварительно согласованном в Москве, очень важный лот по скоростному трамваю и обновлению трамвая в городе вообще, и куча других ништячков. Теперь главное, чтобы там ничего не порезали, а все утвердили. Так что следующий экзамен для лоббистов Самарской области в сфере транспорта ожидается в феврале. Лоббисты, вы молодцы - так что вперед, вперед, вперед! :) 

Наверное вышло слишком жизнерадостно, в сообществе так не принято. Так что скажу сам и первым - отрабатываю полученную премию! Радуюсь не искренне, а за деньги! Ну и что там еще подобает случаю.




0 посетителей, 32 комментария, 0 ссылок, за 24 часа