2012/10/24 12:46:32
Снимаем фильм. Рабочее название «О чём молчат камни». Сейчас трудно представить, что когда-то наши предки воспринимали любой камень как проявление Божественной силы. Ученые полагают, что поклонение камню было самым первым религиозным ритуалом. Отголоски этих ритуалов сохранились в мифах народов Поволжья, и нет ничего удивительного в том, что тема загадочных камней нашла отражение в пространстве самарских легенд. В будущем фильме мы, возможно впервые, расскажем о сакральных камнях на территории Самарского края и о легендах, связанных с ними.


Первый съёмочный день прошел в окрестностях старинной чувашской деревни Смолькино. Местные называют её Асапус.





У Смолькино осматриваем и ищем несколько объектов: «бабай тюале» (камень предков), «уйпете тюале» (камень обезьяна) и капище «белая лошадь».

Объект № 1.Капище «белой лошади».

«Лето. Жара. Небо плавится от зноя. Второй месяц на землю не падает ни капли дождя. К камню необычной формы на окраине колхоза подошли женщины. В руках вёдра с родниковой водой и чистые тряпицы. Задача, у женщин следующая: вымыть ключевой водой Камень. Странный ритуал проходит в полном молчании. Через несколько минут в небе над колхозным полем появляется маленькая тучка, потом ещё одна и ещё. Тучи сбираются вместе и, внезапно, изливают на землю тонны воды. Урожай спасён».

Вы думаете это сказка? Нет. К подобной процедуре в Смолькино граждане прибегали на протяжении десятилетий.



Капище «белая лошадь». Когда-то на этой поляне в определенном порядке покоились камни, выточенные в виде животных. Центральная фигура ритуального комплекса, «смаля» - камень похожий на лошадь. Одна из сторон камня была покрыта загадочными символами. Несколько лет назад, после телевизионного репортажа камни украли.



По этой дороге некие негодяи вывезли сакральные камни в неизвестном направлении.



Часть камней не увезли, но разбили.



Всё, что осталось от ритуальных камней. Исследователи утверждают, что под  поляной находится лёд. Так ли это? Не знаю. Но холод на капище просто дикий.



 Объект № 2. На окраине Смолькино вкопан камень, который местные жители величаю «бабай тюале» (камень предков).





Если облить «бабай тюале» водой, на поверхности проступаю солярные символы.



Видимый след от промысла, благодаря которому деревня названа Смолькино. Здесь в промышленных масштабах добывалась живица. Из живицы путём сухой перегонки «курили» смолу. Заготовкой живицы занимались «подсечники» или «вздымщики». Схема работы, очень коротко, была такой. Ствол дерева зачищался (возраст дерева – не менее 70 лет), и на ошкуренную поверхность наносились насечки - «карры». В течение нескольких дней, живица стекала по насечкам в жестяные конусы. «Подсечник» проверял свой участок каждый день, проходя примерно 10-15 км.



Там, внизу урочище «Гремячий». Но это относительно современное название. Чуваши продолжают называть данный район «кереметь».



Режиссёр (Галина Щерба) даёт ценные указания.



Один самых известных объектов Рачейкинской гряды: «инопланетянин».





От «инопланетянина» до «уйпете тюале» примерно 1,5 км. Без проводника найти «камень обезьян» нереально.



Знаменитый «каменный лабиринт».



Съёмочная группа. Слева на право: Роман Гончаренко, Денис Казенко, Галина Щерба.

Первый съёмочный день окончен. Впереди еще несколько объектов: "камень Аусина", "исчезающие камни" на древнем эрзянском репеште (молельная поляна), камни, которые, предположительно служили временной шкалой для древней обсерватории.

510 посетителей, 30 комментариев, 0 ссылок, за 24 часа