Озаботился качеством топлива на самарских заправках. Свел в таблицу данные по 92-му бензину с нескольких АЗС.
Зеленым выделены лучшие показатели, красным - худшие (но это не значит, что они не вписываются в ГОСТ).
Данные приведены для партий топлива, продававшихся (и продающихся) в разное время в течение месяца на разных АЗС.
В таблице ошибка - ГОСТ не 51107, а 51105.
Что значат непонятные слова и цифры:
Октановое число характеризует стойкость бензина к самовоспламенению в конце такта сжатия под воздействием высокого давления и температуры.
ОЧ, полученное по исследовательскому методу, указывается в названии марки топлива и характеризует детонационную стойкость при небольшой нагрузке на малых и средних оборотах. А октановое число, измеренное по моторному методу, указывается только в паспорте качества. Оно отражает детонационную стойкость бензина при больших оборотах и предельных нагрузках и всегда заведомо ниже «исследовательского».
Для замеров ОЧ используется лабораторный одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия. В первом случае он работает с частотой вращения 600 об/мин и нагрузкой 50%. Оператор определяет момент начала детонации, последовательно увеличивая степень сжатия, а затем по определенной формуле вычисляет октановое число. При моторном методе режим жестче — двигатель работает с полной отдачей при 900 об/мин.
Испытание на медной пластине показывает наличие в топливе активных соединений, которые могут разрушают детали из цветного металла.
Пластину из чистой электролитической меди помещают в топливо и выдерживают несколько часов при заданной температуре, после чего она должна остаться абсолютно чистой.
Чем больше серы в бензине – тем выше нагар и износ двигателя. Быстрее «стареет» масло, а катализатор трудится с повышенной нагрузкой, что сокращает срок его службы.
Дешевые антидетонационные присадки железо и марганец образуют на поверхности свечей зажигания токопроводящий нагар, выводя их из строя.
Чем больше ароматических углеводородов в бензине, тем «грязнее» выхлоп по выбросам СО, больше нагар и короче жизнь катализатора.
Основную угрозу двигателям автомобилей автопроизводители видят в повышенном содержании смол в топливе, вызывающим появление нагара и снижение эффективности катализатора.
Олефиновые углеводороды являются основным источником образования смолистых веществ в бензине. Увеличение их доли также делает выхлоп «грязнее».
Третбутиловый эфир – тоже антидетонационная присадка с ОЧ выше 110. Повышенное содержание третбутилового эфира ведет к обеднению топливовоздушной смеси, падению мощности двигателя и росту выбросов окислов азота.
Монометиланилин в малой концентрации (до 1,3%) для мотора абсолютно безвреден, но его более высокое содержание приводит к образованию нагара, а при сильной «передозировке» его отложения могут привести к «зависанию» клапанов.
Бензол используют в качестве недорогой присадки, повышающей октановое число бензина (ОЧ бензола равно 110). Образует нагар в камере сгорания, при низких температурах кристаллизуется в топливной системе, затрудняя пуск двигателя. А также ведет к повышению выбросов углеводородов.